Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Демонополизация экономики
• Антимонопольный комитет Украины принимает участие в проведении демонополизации отдельных объектов, осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, обеспечивает защиту интересов предпринимателей от нарушений, принимает распоряжение о принудительном разделении монопольных образований в случае злоупотребления ими монопольным положением; вносит в соответствующие органы предложения соответствии с его компетенцией;
• Фонд государственного имущества Украины, местные органы приватизации осуществляют приватизацию имущества государственных предприятий с учетом требований законодательства о защите экономической конкуренции и требований Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции;
• центральные и местные органы исполнительной власти разрабатывают и реализуют меры по демонополизации экономики и развития конкуренции, которые являются составной отраслевых и региональных программ рыночных преобразований; выходят с инициативой по демонополизации конкретных объектов; принимают меры по регулированию соответствующих рынков и деятельности монопольных образований.
Субъектами демонополизации могут также выступать:
• руководство и трудовые коллективы предприятий (объединений), которые выходят с инициативой разукрупнения предприятий (объединений) с целью ликвидации их монопольного положения, создание на основе структурных подразделений (единиц) самостоятельных хозяйствующих субъектов, выхода предприятий из состава об 'соединений;
• покупатели, которые проявляют инициативу по приватизации структурных подразделений предприятий, а также структурных единиц объединений, статус не соответствует действующему законодательству.
Демонополизация экономики происходит различными путями и в зависимости от особенностей монополизированных рынков для ее проведения применяют следующие способы:
• децентрализацию управления, которая предполагает разделение функций между различными органами государственной власти, ограничения и регламентации функций центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного и регионального самоуправления в отношении хозяйствующих субъектов; лишение указанных органов не свойственных им функций, а также права вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий (кроме случаев, предусмотренных законодательством Украины), уменьшение количества отраслевых органов исполнительной власти;
• снижение или устранение барьеров, ограничивающих поступление хозяйствующих субъектов на существующие рынки, что предполагает: сокращение перечня видов предпринимательской деятельности, которые лицензируются либо является государственной монополией, снижение или отмена таможенных тарифов, отмена или ограничение налоговых, кредитных и иных льгот , бюджетных дотаций и субсидий, предоставляемых монопольным образованием; прекращение путем применения законодательства о защите экономической конкуренции антиконкурентных действий хозяйствующих субъектов, в результате которых возникают барьеры вступления на рынки, другие действия, снимающие ограничения поступления хозяйствующих субъектов на существующие рынки ;
• стимулирование вступления в монополизированы рынки новых хозяйствующих субъектов, что предусматривает: предоставление по решению Кабинета Министров Украины субъектам, которые вступают на монополизированные рынки, налоговых льгот, а также льгот в получении кредитов, государственных заказов, в обеспечении ресурсами, централизованно распределяет государство; поощрения инвестиций, в том числе иностранных, направленных на снижение монополизации рынков, создание новых предприятий, способных конкурировать с существующими монопольными образованиями;
• разделение государственных монопольных образований, которая предполагает разукрупнение с целью снижения уровня монополизации рынка государственных монопольных образований путем создания самостоятельных предприятий на базе структурных подразделений государственных предприятий или объединений, статус которых не соответствует действующему законодательству;
• ликвидация государственных организационных структур монопольного типа, которая предполагает ликвидацию государственных организационных структур монопольного типа как юридических лиц вообще или с последующим созданием на их базе новых хозяйствующих субъектов (предприятий). При этом хозяйствующие субъекты-учредители структуры сохраняют статус самостоятельных предприятий.
Другие статьи по теме:
- Межгосударственный орган по антимонопольной политике стран СНГ- Общие аспекты конкуренции и монополии.
- Правовые основы реализации полномочий Антимонопольного комитета Украины
- Демонополизация экономики
- Антимонопольного комитета Украины
свеча фонтан для торта |