Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Демонополизация экономики
Для предотвращения монопольных образований в частном секторе, если этого требует структура рынка, приватизации государственных предприятий-монополистов при наличии экономических, технологических и других условий следует проводить одновременно с их демонополизацией.
Разделение и ликвидация монопольных образований осуществляются, как правило, в процессе приватизации имущества государственных предприятий. Если имущество предприятий остается в государственной собственности, эти способы применяют преимущественно при передаче имущества в коммунальную собственность или в управление местных органов исполнительной власти, преобразования и перерегистрации существующих объединений государственных предприятий в добровольные объединения (торгово-промышленные ассоциации), а также корпоратизации и коммерциализации.
Меры по стимулированию поступления новых хозяйствующих субъектов на монополизированные рынки должны осуществляться в течение ограниченного периода, достаточного для закрепления нового хозяйствующего субъекта на рынке. Эти меры не должны приводить к вытеснению с рынка действующих хозяйствующих субъектов на нем.
Как радикальное средство разделение монопольных образований требует взвешенных действий и может быть осуществлен, если:
• зафиксировано злоупотребление монопольным положением на рынке определенного товара;
• вследствие монопольного положения определенного хозяйствующего субъекта возникают барьеры входа на рынок других хозяйствующих субъектов;
• нет тесной технологической связи между предприятиями, структурными подразделениями (единицами), входящих в состав субъекта хозяйствования;
• предприятия, структурные подразделения (единицы) самостоятельно производят товары одинаковой потребительной стоимости.
Другие статьи по теме:
- Определение монопольного положения- Система антимонопольных органов
- Общие аспекты конкуренции и монополии.
- Ценообразование в условиях рынка
- Принципы конкурентного права