Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Формирование мотивов учения
К этой группе относятся учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний, на интерес к ним.
Стоит также выделить группу собственно творческих мотивов. Учащиеся старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий являются членами Малой Академии Наук, работают с преподавателями высших учебных заведений, занимающихся научно-исследовательской работой, имеют свои собственные научно-исследовательские темы, получения успеха в этом направлении для них значит очень много и этим они очень дорожат.
Чрезвычайно важным для школьника является мотив понимания. Успех понимания зависит от побудительных мотивов. Основными побуждениями являются потребности людей, их интересы, любознательность, жажда знаний. В мыслительной деятельности школьников важную роль играют такие ее мотивы, как потребность понять, любознательность, интерес к науке, любовь к знанию, к книге, осознание необходимости основательно усвоить знания по различным предметам, чувство ответственности за их усвоения подобное. Среди них выделяем мотивы широкого социального характера (обязанности перед семьей, школой, осознание важности образования для себя и для общества, государства и т.д.) и мотивы, непосредственно связанные с учебной деятельностью (интересы в различных школьных предметов, стремление к знаниям , потребности в них, желание учиться и т.п.).
Социальные мотивы заключаются в желании получить знания, чтобы быть полезным обществу, в желании выполнить свой долг перед родителями, друзьями, в понимании необходимости учиться, чтобы получить профессию и выжить в условиях рыночной экономики и т.п.. Сюда же относятся и мотивы, которые заключаются в желании занять определенное место в отношениях с другими людьми, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.
Особенности мотивации, соответствующие возрастному развитию школьников. С целью организации эффективной воспитательной работы по развитию мотивации учителю важно знать общие тенденции возрастного развития школьников; знать, с какими мотивами ребенок приходит в школу, какая мотивация может и должна сложиться у ученика до окончания начальной школы и т.д.
Отметим своеобразие учебной деятельности в различные школьные периоды (7 - 10, 11 лет - младший школьный возраст, 10, 11 - 15 лет - средний школьный возраст, 15 - 17 лет - старший школьный возраст).
Ведущей деятельностью для всех школьных периодов является умение, однако специфика каждого периода определяется тем, усвоение которых сторон действительности осуществляется ребенком в ходе обучения. Ведущей деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность. Для среднего школьного возраста ведущей деятельностью является взаимодействие и общение школьника. Познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие школьники от интереса к отдельным фактам переходят к интересу относительно закономерностей, принципов. В середине младшего школьного возраста может закладываться и интерес к способам добывания знаний. Возникают и мотивы самооценки, которые выражаются в форме интереса к дидактическим источникам знаний, в эпизодической чтения дополнительных книг. Благоприятные условия для возникновения положительных эмоций появляются тогда, когда ученики активно учатся, испытывают удовольствие от умственного напряжения, успехов в работе. Накапливаясь и узагальнюючись, эти эмоции перерастают в такие устойчивые чувства, как любовь к знаниям, любознательность. Тем самым обогащаются внутренние побуждения к учебной деятельности или ее мотивов.
Обучение может успешно идти вперед, поскольку оно воспитывает эти мотивы. Оно является процессом, успех которого зависит от того, насколько процесс себя "подкрепляет" собственными результатами и побуждается рядом взаимосвязанных мотивов.
Мотивы учебной деятельности определяют ее смысл для ученика, его отношение к учебе, а потому и энергию, усердие, с которым он учится, вникает в суть изучаемого им, и, наконец, результаты обучения. Полноценные мотивы обучения, органически связанные с его целями и содержанием, расширяют возможности усвоения знаний, овладение умениями, рациональными способами
Другие статьи по теме:
- Правила обучения за А. Дистервег- Главные понятия и категории дидактики
- Законы и закономерности обучения
- Цикл управления
- Знаково-символическая наглядность и развитие абстрактного мышления