Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Главные понятия и категории дидактики
Последним десятилетием актуальными для украинской дидактической мысли есть проблемы содержания обучения (стандартов образования), цилепокладан-ния (структуры и классификации целей обучения), разработка технологий обучения, системы контроля и оценки знаний учащихся (12-балловая шкала), проблемы развивающего обучения в средних и старших классах, переход на дифференцированное обучение, внедрение модульного обучения, совершенствования организационных форм обучения, разработка и внедрение технологий личностно-ориентированного обучения.
Проблемы, которые решает дидактика. По определению основоположника научной педагогики Я. Коменского, дидактика - теория обучения. Это название происходит от древнегреческого "сиисиакиисоз", что в переводе означает "тот, который учит". Как наука, она берет начало с "Великой дидактики", фундаментального труда Я. Коменского. Уточняя ее название, он пишет, что это универсальная теория учить всех всему, и при этом учи ты с надежным успехом, так, чтобы не могло быть неудач, чтобы ни у учеников, ни у тех, кто учит, не было скуки, чтобы обучение проходило с радостью, учить Основательно, не поверхностно, не для формы, а приближая учащихся к истинной науки, учить хорошим правилам поведения и глубокому благочестию »[11, 208].
Своими корнями дидактика исходит из народной педагогики, этого многовекового обобщенного народного опыта обучения и воспитания молодого поколения, основанный на народной мудрости и выражается в пословицах, поговорках, традициях, обрядах и т.д.. "Чего Ваня не научится, того Иван не знает", - в этих простых словах, образной и лаконичной форме народ выразил мнение, что образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. По словам того же Я. Ко-менском "она только в этом возрасте и может происходить" [11,208]. Четкая и понятная мысль: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" - не требует никаких дополнительных объяснений и аргументации.
Необходимым условием развития общества является передача из поколения в поколение обобщенного в различных видах человеческой деятельности опыта. Младшее поколение людей не только усваивает этот опыт, но и со временем развивает, расширяет и обогащает его. Это в свою очередь обеспечивает прогресс всех сторон общественной жизни, развитие общества в целом.
Однако, общество составляют человеческие индивиды, а поэтому усвоение и развитие обобщенного человеческого опыта каждым конкретным индивидом - это индивидуальное аккумулирования им этого опыта и на этой основе развитие его сущностных (творческих) человеческих сил. Передача, усвоение и развитие общественного обобщенного опыта - это вечная дилема человечества, к тому же она остается актуальной столько, сколько живет само человечество.
На любом этапе исторического развития общества всегда выступают два процесса: с одной стороны - познание окружающего мира, а с другой - обучение подрастающего поколения. Задача познания-открытия новых фактов и законов развития объективного мира, задачи обучения - вооружить людей теми знаниями и опытом, которых достигло познания. Поэтому важно не только раскрыть закономерности процесса обучения, т.е. установить, как учить, но и не менее важно, что учить, какие знания, какой опыт, что из накопленного наукой нужно передать следующему поколению. Возникает, таким образом, ряд проблем, которые необходимо решить, а именно:
- Как определить содержание опыта, который нужно передать младшему поколению;
Другие статьи по теме:
- Принцип системности- Общая характеристика процесса обучения
- Принципы научности и доступности
- Дидактический цикл - клетка процесса обучения
- Принцип природовидповидности - аксиома педагогики