Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Методы эмпирического и теоретического исследования в дидактике
Одним из высоко экономичных и эффективных методов исследования является метод компетентных судей. Суть этого метода в следующем. Отбирают достаточно авторитетных специалистов в той или иной педагогической отрасли и путем опроса выясняется мнение каждого из них относительно предмета исследования. Затем результаты письменного опроса (это может быть анкетирование) анализируются, подвергаются статистическому и содержательному обработке. Большое значение приобретает выбор точной и удобной системы оценок и оценочных шкал, весовых коэффициентов ко всем вопросам анкеты или вопросника.
Изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод помогает решению следующих задач: выявление элементов нового, рационального, что рождается в ежедневном творческом поиске передовых педагогов, изучение доступности и эффективности научно-методических рекомендаций; выявлению уровня функционирования педагогического процесса.
При изучении передового педагогического опыта оказываются, обобщаются, становятся достоянием науки и практики зерна нового, найденные в массовой педагогической практике: оригинальные подходы, способы, интересные методические системы и т.д.. Известный дидакт М.Скаткин выделил два вида передового педагогического опыта: педагогическое мастерство и новаторство.
Педагогическое мастерство заключается в умелом педагогически грамотном сочетании рекомендаций науки, которое наиболее полно отвечает психологическим особенностям конкретного учителя, его предметным и профессиональным знаниям, его педагогическом кредо.
Если педагогическое мастерство направлена на совершенствование учебно-воспитательного процесса, то педагогическое новаторство затрагивает фундаментальные основы обучения и воспитания, то есть в корне меняет сам учебно-воспитательный процесс.
Изучение передового педагогического опыта предполагает осуществление определенной последовательности этапов, а именно:
- Выявление этого опыта;
- Его изучения;
- Описание этого опыта;
- Обобщение;
- Внедрение в широкую педагогическую практику.
Опытная педагогическая работа. Как отмечают философы, в XX в. практика шла впереди и вела за собой науку, а сейчас она идет позади и толкает науку перед собой. Указанная тенденция проявляется и в сфере соотношения педагогической науки и практики обучения и воспитания. Наука должна опережать практику, предлагать ей свои разработки, идеи, технологии, подходы.
Понятно, что новое возникает в недрах и на базе старого, проверенного. Основываясь на силе воображения, предвидения, прогнозирования, исследователь строит модель нового, еще не существующего в практике и проверяет эту модель непосредственно на практике. Метод внесения запланированных, специально разработанных изменений в учебно-воспитательный процесс, который предусматривает получение нового качества обучения и воспитания с последующей проверкой и оценкой, и является опытом педагогов.
Педагогический (дидактический) эксперимент. В переводе с латинского языка термин «эксперимент» означает проба, опыт. В науке под экспериментом понимают научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать его при повторении этих условий. Характерная особенность эксперимента - запланированное вмешательство человека в изучаемое явление, возможность его многократного воспроизведения измененных условиях. Имея возможность изменять условия, при которых явление будет воспроизведен, экспериментатор получает возможность прослеживать развитие отдельных сторон и связей этого явления.
Эксперимент применяют для проверки гипотезы исследования, проверки и уточнения выводов, обоснования (доказательства) фактов.
Другие статьи по теме:
- Принцип наглядности- Принцип систематичности и последовательности
- Дидактические исследования
- Дидактический цикл - клетка процесса обучения
- Опосредованность процесса обучения уровнями усвоения знаний