Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Методы эмпирического и теоретического исследования в дидактике
Для проведения дидактического эксперимента отбирают экспериментальные и контрольные классы, группы, школы. Но собственно эксперимент проводится только в экспериментальных классах. Сложность проведения эксперимента заключается в том, что необходимо придерживаться многих одинаковых условиях как в экспериментальных, так и в контрольных классах (группах, школах), ибо только при этих обстоятельствах разница в конечных результатах обучения может быть обусловлена действием фактора, влияние которого исследуется. Имеется в виду, что состав учащихся по своим познавательным, умственными способностями как в экспериментальных, так и в контрольных классах (группах) не должен существенно отличаться. Учитель, работая в обеих группах классов имеет одинаково ответственно и требовательно относиться к организации обучения. Условия обучения (расписание, помещения, другие факторы) должны быть максимально одинаковы.
Сложность дидактического эксперимента заключается еще и в том, что для получения объективных выводов в эксперименте должен принимать участие большое количество учеников. Объем выборки испытуемых должен быть достаточным для применения методов статистической обработки результатов эксперимента, а это, как правило, реализовать не очень просто. Хотя бы потому, что увеличение количества участников эксперимента (как учителей, так и учеников) приводит к тому, что уравнивание внешних условий для обеих групп классов становится практически трудно осуществляемым.
Поскольку дидактический эксперимент проводится в естественных условиях обучения и воспитания, то действует еще одно требование, а именно: то, что предлагается для эксперимента, не должно навредить учебному процессу вообще и каждому ученику в частности. Поэтому эксперименту подвергаются продуманные, обоснованные во всех отношениях идеи, способы, методы и т.д. В научно-исследовательской практике широкое применение получил так называемый абсолютный эксперимент. Он применяется тогда, когда необходимо найти оптимальный вариант условий, средств и методов обучения и воспитания.
Особым видом эксперимента является создание экспериментальных ситуаций. Выделяют также эксперимент констатирующий (он дает представление о состоянии исследуемой проблемы) и формирующий, когда осуществляется экспериментальная проверка новых систем обучения.
Такой эксперимент, когда сравнивают все остальные условия, а разницу в результатах обучения относят на счет исследуемого фактора строится на принципе единого отличия. Проводят еще эксперимент по принципу единого сходства. Он не требует уравнивания условий, а организуется в различных условиях. И если во всех случаях экспериментальная новинка дает положительный результат, то его относят именно на счет внесенного усовершенствования.
Некоторые аспекты применения математических методов при обработке результатов дидактического эксперимента раскрыты в приложении
Другие статьи по теме:
- Умение - деятельность ученика- Общая характеристика процесса обучения
- Закон иерархии.
- Рассматривая механизм взаимодействия
- Принцип системности