Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
О сути законов, принципов и правил обучения
Переход от формы к сущности - процесс исторический. Раскрывая все глубже и полнее принципы обучения, мы все больше приближаемся к раскрытию сущности закономерностей, формой которых они являются. Поскольку познание происходит от явления (формы) до сути, то не удивительно, что человек сначала зафиксировала форму связи между факторами процесса обучения в виде требований, практических правил до самого процесса обучения, его содержания, форм и методов.
Рассмотрим природу принципов и законов обучения с точки зрения системного подхода. Система обучения функционирует в среде, к которому относятся природа, общество и человек, которые создают внешние связи для данной системы. Эти связи могут быть настолько крепкими, что способны даже разрушить систему. В нашем случае связи - это требования, которые выдвигает среда учебной системы. Они очерчивают пространство его действия.
Однако, исходя только из природы среды эти требования не могут быть определены. Они являются результатом взаимодействия системы обучения и ее среды. Но взаимодействие - система, следовательно, имеет характерные для нее ее атрибутивные признаки. Одним из таких признаков является наличие системообразующего фактора, каким является соответствие всех внешних воздействий на ученика его психологической природе, собственно - это и есть принцип природовидповидности как своеобразная аксиома педагогики, который гармонизирует взаимодействие обучающей системы и среды. Указанный принцип тем положением, которое порождает, корректирует, задает и направляет функционирования системы обучения. И как системообразующий фактор, он взаимодействует с каждым компонентом системы обучения, ее связями и системным свойством.
Таким образом, принципы обучения являются требованиями среды обучающей системы к учителю, ученикам, к дидактической системы, к связям между этими тремя компонентами системы.
Какие требования выдвигает общество и природа к учителю как к компоненту учебной системы? Очевидно, учитель должен быть не только носителем опыта, который передается младшему поколению, но и обладать опытом организации такой передачи, то есть быть профессионалом. В этом опыте главным требованием является умение действовать с природой ученика и его интересами. Это требование раскрывает характер природосоответствующем и личностно-ориентированного обучения, она и составляет суть принципа учета индивидуальных особенностей учащихся, их возрастных различий и закономерностей развития.
Другие статьи по теме:
- Общая характеристика процесса обучения- Знание - как категория выражение целей обучения
- Дидактическая система
- Знаково-символическая наглядность и развитие абстрактного мышления
- Формирование мотивов учения