Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Основные понятия конкурентного права
политика антимонопольно - совокупность законодательных, экономических и административных мер, направленных на ограничение монополизации внутреннего рынка;
потенциальные конкуренты - субъекты хозяйствования, которые некоторое время не осуществляют свою деятельность на рынке, но имеют возможность при обычных условиях быстро вступить на этот рынок в ответ на определенные изменения на нем (долгосрочная изменение цен, снятия (уменьшения) барьеров вступления на рынок и т.д.);
потребитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее деятельность по приобретению и использованию товаров, услуг, работ на соответствующем товарном (товарных) рынке (рынках);
предложение - определенное количество товара, которое предприятие производит или может производить и предлагает (или может предлагать) для реализации на рынке или реализует (может реализовать) на рынке по предложенной цене на определенной территории в течение определенного периода;
релевантный рынок товара - рынок товара в маленьких товарных, географических и временных рамках, в которых все продавцы (покупатели), действуя как один субъект хозяйствования, который был бы единственным продавцом (покупателем), могли с выгодой для себя существенно ограничивать конкуренцию, в частности навязывать и поддерживать существенное и не временное повышение цены над "уровнем, который фактически существовал бы в условиях значительной конкуренции на рынке;
рынок товара (товарный рынок) - сфера оборота товара (взаимозаменяемых товаров), на который в течение определенного времени и в пределах определенной территории есть спрос и предложение;
рынок товара региональный - рынок товара, товарные (географические) границы которого охватывают территорию отдельного региона (Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя), в частности частей соответствующего региона; рынок товара, территориальные (географические) границы которого охватывают территорию нескольких регионов (Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя), в частности частей нескольких регионов;
рыночная (монопольная) власть - способность субъекта хозяйствования (группы субъектов хозяйствования) определять или существенно влиять на условия обращения товара на рынке, не допускать, устранять, ущемлять конкуренцию, в частности повышая цену и поддерживая ее выше уровня цены, который существовал бы в условиях значительной конкуренции;
сегментация товарного рынка-разделение товарного рынка на отдельные самостоятельные части (сегменты) - группы предпринимателей, товаров, потребителей, которым присущи определенные
общие признаки. Сегментация может осуществляться по многим признакам с учетом различных факторов, по которым допускается проведение исследований и может приводить к образованию самостоятельных рынков товара;
слияние - реорганизация юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят к только что возникшего юридического лица. В конкурентном праве США и ЕС термином «слияние» вообще определяется любая транзакция по активам, которая ведет к переходу собственности или контроля одного юридического или физического лица над другим. В этом смысле термин «слияние» является синонимом термина, который применяется в Украинской конкурентном праве - «концентрация»;
слияние вертикальное - слияние двух или более фирм, осуществляющих разные стадии производства готового продукта, в единую фирму;
слияние горизонтальное - слияние двух компаний, работающих на одном товарном рынке;
Другие статьи по теме:
- Полномочия Антимонопольного комитета Украины- Естественные монополии
- Правовые основы реализации полномочий Антимонопольного комитета Украины
- Межгосударственный орган по антимонопольной политике стран СНГ
- Принципы конкурентного права