Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Примеры применения деятельностного подхода
В лаборатории И. Павлова провели такой эксперимент с собакой. Сначала у собаки производили положительное слюноотделительного рефлекс на изображение круга и отрицательный - на изображение эллипса. Затем круг в поле зрения собаки поворачивали так, чтобы оно постепенно превращалось в эллипс. Собака начинала беспокоиться и в определенный момент прибегала к истерике, или апатии, отворачиваясь от неприятного для нее зрелища. Как видим, два четко отработанных условно-рефлекторных механизмов, радикально противоположных по своему действию, включались одновременно и создавали своеобразный конфликт. Для собаки было просто невозможно воспринять преобразования факта на анти факт в момент, когда отождествлялись противоположности.
Однако для человека возникновение противоречия - это спусковой момент мышления. А именно мышление направлено на совмещение, отождествление противоречия. Наличие в составе объекта противоречия приводит к проблематизации этого объекта в сознании, вводит человека в состояние неопределенности, толкает ее на активный поиск способов решения проблемы. В этом процессе осуществляется принципиальная перестройка существующих схем интеллектуальной деятельности, рождаются новые способы мышления, адекватные логике развития объекта.
Выше было отмечено, что еще К. Ушинский различал учения с получением знаний от учителя и учения путем решения проблем [16], а Дж. Дьюи рассматривал учение, отождествляя его с компонентами мышления: возникновение проблемы; наблюдения и рассмотрение фактов для выяснения проблемы ; образование гипотезы, проверка гипотезы о наблюдениях и экспериментах.
Л. Рубинштейн в своей концепции учения исходил из того, что поскольку учение заключается в усвоении знаний, умений и навыков, выработанных в результате исторического развития, то структура учения соотносится со структурой познания. Но в основе компонентов структуры познания лежат следующие четыре вида мыслительных процессов как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. Поэтому в мышлении он выделяет несколько оснований них фаз, в частности таких как возникновение и осмысления проблемной ситуации, решение проблемы, фиксацию достигнутого решения проблемы, проверку, уточнение, изменение первоначального решения проблемы. Такие структурные компоненты имеют место и в процессе учения [13]. Обучение, построенное на основе проблемного учения, является проблемное обучение. Ученик получает в нем новые знания не в готовой форме, а следствие своего умственного труда. Они являются его собственным открытием, продуктом его мыслительной деятельности, однако, при этом возникает необходимость осуществить такие шаги, которые бы приблизили проблему ученику, есть такие шаги, после которых ученик проблему воспринял бы как свою собственную. Итак, проблемная ситуация - это своеобразная лестница, используя которую можно выйти на формулирование проблемы, это средство для формирования интереса у учащихся к данному вопросу. Но это только один аспект проблемной ситуации.
И. Лернер и М. Скаткин, известные дидактов и инициаторы внедрения проблемного обучения в школах бывшего Советского Союза, рассматривали проблемное обучение как таковое, в ходе которого учащиеся систематически включаются в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они учатся самостоятельно добывать знания , применять ранее полученные, овладевать опытом творческой деятельности
Другие статьи по теме:
- Рассматривая механизм взаимодействия- Цикл управления
- Знаково-символическая наглядность и развитие абстрактного мышления
- Принцип систематичности и последовательности
- Как благоприятные черты мотивации выделяют позитивное отношение ребенка к школе