Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Теоретический анализ и синтез.
Чтобы проникнуть в сущность педагогического явления, необходимо выделить предмет изучения в «чистом» виде, отмежеваться от всех побочных воздействий, абстрагироваться от тех многочисленных связей и отношений, которые мешают увидеть главное, существенное. Приведем такой пример. Рассматривая возможные взаимодействия учителя и учеников на уроке, мы выделяем следующие: учитель - ученик, учитель - класс, учитель - группа, ученик - группа, группа-группа, группа-класс. В понятиях "группа", "класс" мы абстрагировались от количества, от того, что и в группе, в классе разные ученики имеют разные уровни подготовки, разный темп усвоения и т.д. и сформулировали вполне конкретный идеализированный объект.
Моделирование. В теоретических исследованиях широко применялся специфический вид сравнения - аналогия. Именно аналогия позволяет устанавливать сходство явлений и создает основу для выводов об эквивалентности в определенных отношениях одного объекта другому. Тогда проще по структуре и доступный для изучения объект становится моделью сложного, не всегда доступной для изучения.
Итак, модель выполняет функцию замещения. Открывается возможность переноса информации по аналогии от модели к прототипу.
Таким образом, исследование модели дает возможность установить определенные зависимости, связи и отношения, которые затем переносятся на главный, реальный объект. Модель выполняет функции средства познания реальной действительности. Понятно, что любая модель всегда беднее прототипа, она отражает лишь его отдельные стороны и связи.
Итог. Педагогика как наука обладает широким спектром разнообразных методов получения научно-педагогических знаний. Каждый из них имеет свои особенности применения и раскрывает большей степени любой одну сторону изучаемого явления. Нет одного, единого, наилучшего метода исследования. Объективную, глубокую и всестороннюю информацию об изучаемом явлении можно получить только при условии применения нескольких методов исследования, которые дополняют друг друга.
Другие статьи по теме:
- Умение - деятельность ученика- Дидактический цикл - клетка процесса обучения
- Цикл управления
- Теоретический анализ и синтез.
- Примеры применения деятельностного подхода