Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Эволюция конкурентного законодательства
Публичность разработки законопроекта обусловлена путем привлечения к его обсуждению значительного количества ведущих юристов, экономистов и специалистов отдельных отраслей народного хозяйства, специалистов по вопросам деятельности финансовых рынков. Проект обсуждался на заседаниях круглого стола, организованного на базе Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, международных конференций по вопросам конкурентной политики, которые проходили в Киеве в 1997 и 2000 годах, и совместном семинаре руководителей органов Антимонопольного комитета Украины и судей.
Проект закона предоставлялся на правовую экспертизу в украинской-европейский консультативный центр по вопросам законодательства. Кроме того, Комитет получил положительные отзывы на проект закона от Четвертого генерального директората ЕС, Федерального картельного ведомства Германии, антимонопольных органов США.
С вступлением в силу Закона материальные нормы конкурентного законодательства были существенно усовершенствованы. К примеру, часто на практике органы Комитета сталкивались с ситуацией, когда определенные действия фактически существенно ограничивали конкуренцию или интересы конкретных предпринимателей-участников рынка, но согласно старому закону не считались преступлением, и, наоборот, определенные действия признавались Комитетом как нарушение, исключительно формально, без учета конкретных последствий для конкуренции. Подтверждением формальных подходов старого закона является то, что он допускал принятия решений, которые могут противоречить общественным интересам, тогда как новый Закон обязывает оценивать согласованные действия, концентрацию на соответствие общественным интересам и в случае несоответствия им не допускает принятие решений.
Вместе с совершенствованием правового регулирования общественных отношений в конкуренции новый закон предусматривает ряд норм, направленных на ослабление вмешательства в экономические процессы со стороны Комитета и перенос акцентов его правоприменительной деятельности на более важные с точки зрения государства и общества направления.
Например, Закон о защите экономической конкуренции предусматривает исключения для малых и средних предпринимателей в части применения положений, регулирующих согласованные действия субъектов хозяйствования, в том числе и для владельцев объектов интеллектуальной собственности.
Нормы этого Закона в части экономической концентрации направлены исключительно на те действия субъектов, которые могут привести к монополизации рынков, чем существенно отличаются от старых положений, которые в отдельных случаях требовали необходимого согласия Комитета, даже если это и не могло повлиять на конкуренцию. Так, например, согласно новому закону не считается концентрацией и не требует обращения в Антимонопольный комитет Украины приобретение акций предприятия банками, страховыми компаниями, при условии их последующей перепродажи в течение года. Кроме того, не требуется согласия в Комитете на действия между предпринимателями, уже связанными между собой отношениями контроля.
По сравнению со старым в новом Законе предусмотрено, что в случае, если действия субъектов не имели существенного влияния на условия конкуренции на рынке, не привели к существенному ограничению конкуренции, не принесли значительных убытков отдельным лицам или обществу, Комитет может предоставить соответствующие ре комендации нарушителю и в случае их выполнения, не рассматривать дело и не применять штрафные санкции в связи с малозначительностью нарушения.
Другие статьи по теме:
- Демонополизация экономики- основы деятельности территориального отделения Антимонопольного комитета Украины
- Общие принципы деятельности Антимонопольного комитета Украины
- Система органов Антимонопольного комитета Украины
- Общие аспекты регулирования монополий