Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Законы и закономерности обучения
Рассмотрим некоторые линии связи и на этой основе сформулируем закономерности учебного процесса.
Связь Р-IV - I: результат обучения - методы обучения - цели обучения. Очевидно, на линии действия этой связи действует такая закономерность: степень достижения каждой цели обучения всех прочих равных условиях опосредуется оптимальным (наиболее удачным) для данной цели обучения сочетанием средств обучения. Это означает, что каждая цель обучения для полной и самой своей реализации требует оптимального сочетания средств обучения.
Связь Р - IV - II - I: результат обучения - методы обучения - зм исторических обучения - цель обучения. Суть закономерности заключается в следующем: каждая цель обучения для своей реализации требует конкретной содержательной основы. Выбор оптимального сочетания средств обучения для выражения содержания обучения и предъявление его ученику должно соответствовать целям обучения.
Связь Р - IV - V - II - I: результат обучения - методы обучения организационные формы обучения-содержание обучения - цель обучения. Закономерность: каждая цель обучения для своей реализации требует соответствующего для себя смысловой основы, а степень ее достижения опосредуется оптимальным сочетанием средств обучения и наиболее удачного для нее сочетание индивидуальной и групповой форм организации обучения.
Связь Р - IV-III - I: результат обучения - методы обучения - методы обучения - цель обучения. Линия III - И значит, что существует связь между методами обучения и целями обучения. Поскольку эта связь имеет характер соответствия, то можно утверждать, что каждая цель обучения требует соответствующего ей метода обучения. Обобщая всю линию связи, сформулируем следующую закономерность: степень достижения целей обучения опосредуется соответствием ей метода обучения и оптимальным сочетанием средств обучения. Аналогичным образом устанавливаются и другие закономерности.
Имеют место числе и такие закономерности: результаты обучения по достижению конкретной цели обучения зависят от задатков и способностей ученика, определяются адекватностью методов и средств обучения данной цели обучения.
Изучение двунаправленных связей дает возможность сформулировать следующие закономерности обучения:
- Выбор того или иного метода обучения не влияет на содержание обучения;
- Содержание обучения имеет определенное влияние на выбор методов обучения, то есть существует определенная связь между выбором методов обучения, тем, как учить, и содержание обучения, т.е. тем, что изучать. Если, например, содержание обучения связан с тем или иным специфическим методом данной науки, то выбор методов обучения не может быть свободен: использование или применение такого метода обучения, который бы учел специфику данного метода науки, является необходимым;
- Выбор средств обучения не влияет на содержание обучения, однако определенная обусловленность средств обучения содержанием обучения обычно существует;
- Содержание обучения - организационные формы обучения: тот или иной выбор организационных форм обучения мало влияет на содержание обучения, хотя определенная связь существует, однако просматривается он довольно невнятно;
- Организационные формы обучения - содержание обучения: нельзя утверждать, что содержание обучения, то есть то, что изучается, влияет существенно на формы организации обучения, Однако некоторые связь налицо. Например, то, что выходит за пределы программы, может рассматриваться на факультативе, быть вынесенным на домашнее самостоятельную проработку;
- Методы обучения - методы обучения: те или иные имеющиеся средства обучения определяют возможный выбор методов обучения - в этом смысле такая связь безусловно существует;
- Средства обучения - методы обучения: выбор того или иного метода обучения влияет и на выбор соответствующих, т.е. таких, которые имеют самые лучшие возможности для применения данного метода обучения, средств обучения;
Другие статьи по теме:
- Объект и предмет дидактики, ее связь с другими науками- Главные понятия и категории дидактики
- Дидактический цикл - клетка процесса обучения
- Принцип связи теории с практикой и принцип единства обучения и самообучения
- Правила обучения за А. Дистервег