Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Знаково-символическая наглядность и развитие абстрактного мышления
Первая - конвенциональность знака (от слова "конвенция" - договор, соглашение, сделка). Под ней понимают условность согласно которой устанавливается связь между тем, что сказывается, и тем, чем сказывается. Конвенциональность основывается на том, что структура любой части предметов действительности может быть обозначена в различных изоморфных друг другу знаковых системах, которые все так или иначе детерминированы структурой данной отрасли и теряют какое бы то ни было значение вне связи с ней.
Противоположным конвенциональности есть термин "естественный". Конвенциональность - общая характеристика знаково-символических средств.
Вторая характеристика знаково-символических средств - произвольность. Под ней понимают отсутствие связи между тем, что сказывается, и тем, чем сказывается.
Системность как свойство системы знаков характеризует наличие единиц синтаксиса, иерархическую структуру, уровни иерархии. Огромная производительность языка знаковой системы, способность продуцировать и ум идти бесконечное число новых предложений возможна потому, что речь строится как система на основе правил грамматики, а не на основе заучивания на память большого количества словосочетаний.
Существенными характеристиками знаков являются дискретность и неоднородность единиц, которые могут иметь различные степени выраженности и давать возможность различать знаковые системы.
В языке дискретность означает возможности комбинирования элементов между собой, неоднородность в образовании количества разнообразных систем за счет комбинирования элементов системы.
Замещение - замена любых объектов или предметов равнозначными предметами. Этот термин многозначен. В широком смысле его он включает все виды деятельности по знаково-символическими средствами. В узком смысле - это функциональное использование заменителя. Замещение может быть в игровой (например, каштан вместо конфеты) и в других видах деятельности (дидактический материал в учебной деятельности).
Кодирование: заключается в переводе реальности (или текста, описывающего эту реальность) на знаково-символический язык и в следующем декодировании информации. Декодирование - это деятельность по распознаванию того, что стоит за конкретными знаками. Задача того, кто осуществляет декодирование, заключается в осуществлении правильного распознавания того, что закодировано в знаково-символических средствах.
В сфере пространственно-графических знаково-символических средств были сформулированы следующие принципы кодирования и декодирования:
- Лаконичность - чтобы закодировать любую информацию, графические средства должны иметь только те элементы, которые необходимы для уведомления его сущности;
- Обобщение и унификация - основные формы графических средств не должны слишком дробиться;
Другие статьи по теме:
- Дидактические исследования- Общая характеристика процесса обучения
- Принцип системности
- Дидактический цикл - клетка процесса обучения
- Умение - деятельность ученика