Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Дидактическая система
Системный подход в дидактике. Использование того или иного метода исследования обусловлено теми задачами, которые стоят перед исследователем. Если объект познания сложен и характеризуется многообразием его сторон и связей между ними, если необходимо рассматривать внутренние механизмы его функционирования, взаимодействие его частей, то эти задачи обусловливают выбор системного подхода как метода исследования [3]. Он позволяет осуществить процесс познания объекта с учетом всех его сторон и связей между ними. Его рассматривают как конкретизацию диалектического принципа о всеобщей связи.
Необходимость системного подхода в познании была обусловлена тем, что традиционные методы исследования при изучении сложных объектов оказались малоэффективными. Поэтому возникла необходимость представлять сложный объект как систему, как целостное образование, что дает возможность исследовать не только сам объект, но и его связи и отношения. Сущность системного подхода заключается в попытках дальнейшего упрощения способов изучения отношений и связей между объектами разной природы.
Главным понятием системного подхода является понятие системы. Некоторые ученые считают, что системы существуют в природе, а в сознании человека, то, что наш мозг накладывает некоторую схему изучения в реальность, выделяя тем самым систему. Конечно, прерогатива выделения системы принадлежит субъекту, однако, это не означает, что система является произвольной конструкцией нашего разума, ведь если есть отражено в нашем сознании, то есть и отображаемое. Итак, существуют реальные объективные системы и системы понятий, характеризующих эти объекты. Таким образом, система является отражением не только объективной, но и субъективной действительности.
Что такое дидактическая система? Дидактическая система относится к педагогических систем. Поскольку педагогическая система - это организованный объект, осуществляющий управление процессом передачи и усвоения того социального опыта, который в настоящее время накопило человечество, то дидактическая система - это организованный объект, с помощью которого учитель обеспечивает управление процессом передачи и усвоения учащимися системы знаний об обществе, природе, человеке, и на этой основе развитие у каждого из них познавательных сил, формирования научного мировоззрения, культуры поведения, положительных человеческих качеств.
Наиболее характерным признаком этой системы является ее функция, в частности, функция управления педагогическим процессом. Участниками этого процесса является учитель и ученики. Как видно из определения дидактической системы, ученики и учитель не входят в ее состав как элементы. Однако известно, что каждая система живет в некоторой среде, в окружении других систем, с которыми она связана определенными связями. В некоторых системах они настолько прочны, что их разрушение уничтожает и саму систему. Если учитель и ученики не входят в систему как ее элементы, то они, как это следует из определения дидактической системы, обязательно входят в состав ее среды, т.е. для дидактической системы наличие учителя и учеников, как составляющих среды дидактической системы, является обязательным " Обязательным. Сделаем некоторые уточнения по ним как частей среды дидактической системы.
Другие статьи по теме:
- О сути законов, принципов и правил обучения- Знание - как категория выражение целей обучения
- Умение - деятельность ученика
- Цикл управления
- Принцип наглядности