Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Естественные монополии
Важным направлением современной экономической политики в Украине является развитие и защита конкуренции. Но в условиях существования сфер экономики, в которых конкуренция по объективным причинам (технологические особенности производства, характер спроса и предложения) невозможна, возникают и существуют монопольные образования. Такие субъекты господствуют на рынках централизованного снабжения тепловой энергии, централизованного водоснабжения, связи и других и относятся к сфере естественных йонополий. Благодаря монопольному положению, которому не грозит конкуренция в перспективе, такие субъекты естественных монополий не склонны к увеличению объема своих услуг, повышение качества и производительности труда, внедрения инноваций. При этом рост спроса на услуги субъектов естественных монополий приводит, как правило, рост цен.
Согласно Закону Украины "О естественных монополиях" "естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке является более эффективным при условии отсутствия конкуренции вследствие технологических особенностей производства (в связи с существенным уменьшением расходов производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства), а товары (услуги), производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами), в связи с чем спрос на этом товарном рынке меньше зависит от изменения цен на эти товары (услуги), чем спрос на другие товары (услуги) ".
Так, естественная монополия - сфера экономики, эффективно функционирует при условии, если весь рынок охватывает только один хозяйствующий субъект.
Существование естественных монополий объясняется тем, что из-за значительной капиталоемкость их субъектов выигрыш от наличия конкуренции на этих рынках не покрывает значительных затрат общества на ее внедрение и поддержание.
С экономической точки зрения естественная монополия существует, когда эффект масштаба настолько велик, что один субъект может обеспечить весь рынок, имея при этом более низкие затраты на производство единицы продукции, чем их имел бы ряд конкурирующих субъектов. Примером может служить опять-таки деятельность предприятий, оказывающих обществу услуги по электроснабжению, связи и т.п.. В этом случае эффект масштаба в производстве и распределении товара обеспечивает получение эффекта низких затрат на производство единицы продукции и исходя из этого - низкую цену. В этих условиях конкуренция является нерентабельной. Если бы рынок поделить между производителями, эффекта масштаба не было достигнуто. Затраты на производство единицы продукции должны быть значительными и соответственно товары имели бы высокую цену, которая бы обеспечивала покрытие расходов на производство.
Другие статьи по теме:
- Ценообразование в условиях рынка- Антимонопольного комитета Украины
- Система органов Антимонопольного комитета Украины
- основы деятельности территориального отделения Антимонопольного комитета Украины
- Регулирование конкуренции как деятельность государства