Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Формирование мотивов учения
Психологическая суть мотивов учебной деятельности. Педагогическая наука и школьная практика подтверждают, что наиболее успешно обучения учащихся осуществляется при условии их положительного отношения к учебной деятельности. Тогда они прилагают много усилий для усвоения знаний, овладение умениями и навыками, внимательны на уроках, стараются как можно лучше выполнить учебные и трудовые задачи. В психологии под мотивом понимают то, что побуждает человека к деятельности и придает этой деятельности осмысления. Способность личности успешно выполнять ту или иную деятельность не существует вне связи с тем, что побуждает его к этому. От силы побуждений значительной степени зависит энергия и производительность любой работы человека. Коренными побуждениями являются различные потребности человека, на основе которых в ходе деятельности возникают интересы, чувства и другие мотивы.
Мотивы характеризуют тенденции, направленность деятельности человека, его отношение к тому или иному делу, жизненную значимость дела для нее. Особый интерес представляют мотивы учебной деятельности. От них зависит, чем является для школьника учебная деятельность, он усваивает, что берет с нее.
В учебной деятельности, которая занимает значительное место в жизни школьника, успешно формируются умственные, моральные и другие качества. Если учащиеся решают познавательные и практические задачи, то они испытывают эмоции сомнения, радости преодоления трудностей, успеха в познании нового. Эти эмоции закрепляются, обогащаются. Из них формируется стойкое познавательно-эмоциональное отношение к действительности, к учебной деятельности, в том числе интеллектуальные чувства, потребности, интересы (жажда знаний, желание учиться, читательские захвата, страсть к исследованиям и т.д.).
Обучение никогда не бывает делом чистого интеллекта, оно всегда включает эмоциональные и волевые процессы, которые, породжуючись обучением, влияющие на его образовательный и воспитательный результаты. Решающая роль в формировании положительного отношения к учению принадлежит учебному процессу, его содержанию, методам, всей организации как индивидуального, так и коллективной учебной деятельности учащихся.
Различают два вида мотивов:
- Познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
- Социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.
В группе познавательных мотивов выделяют такие, которые заключаются в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Это может быть интерес к новым интересных фактов, явлений, интерес к существенным свойствам явлений, объектов, интерес к первым дедуктивным выводам, интерес к закономерностям в учебном материале, в теоретических принципов, ключевых, фундаментальных идей и т.д..
Другие статьи по теме:
- О сути законов, принципов и правил обучения- Законы и закономерности обучения
- Принцип системности
- Рассматривая механизм взаимодействия
- Главные понятия и категории дидактики