Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Общие аспекты конкуренции и монополии.
В то же время в условиях рыночной экономики и при наличии внутриотраслевой конкурентной борьбы потребители имеют возможность выбирать те товары, цена и качество которых соответствуют их требованиям и в полном объеме удовлетворяют потребности. Поэтому наибольший доход получат те предприниматели, которые будут предлагать товары лучшего качества по низким ценам.
В течение последних десятилетий во всем мире наблюдается рост и усиление рыночной конкуренции. Недавно ее не было во многих странах и отраслях экономики. Барьеры вхождения на рынки были непреодолимы, а доминирующие позиции отдельных предприятий четко определены. И даже там, где существовала конкурентная борьба, она не была жесткой, потому развитие конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством крупных предприятий.
Отсутствие конкуренции на рынке и вмешательства в рыночные конкурентные процессы мощных монопольных образований, действующих на нем, негативно сказываются на развитии и функционировании экономики. Вместе с тем наличие конкуренции обеспечивает развитие и становление экономики. Например, распад крупных предприятий и мощных экономических блоков, с одной стороны, и усиление внутриотраслевой конкуренции - с другой связаны с известным экономическим ростом Германии и Японии после Второй мировой войны. Таковы наиболее конкурентоспособные сейчас отрасли японской экономики, как электроника и машиностроение, развились за счет внутриотраслевой конкуренции. Вместе с тем развитие большей части экономики этой страны, в частности химическая промышленность, розничная торговля, сдерживается ограничением конкуренции.
Сегодня почти не существуют отрасли и сферы экономики, на развитие и функционирование которых не влияла бы рыночная конкуренция. Учитывая это, ни одно правительство стран с рыночной экономикой не может не осознавать необходимость существования и поддержки рыночной конкуренции.
Конкуренция означает состязательность в экономике, как в спорте. Такие соревнования могут происходить между двумя или более предпринимателями и касаться качества продукции или услуг, цены, а также совокупности тех или иных факторов, имеющих значение для потребителей. Поэтому отдельные предприниматели пытаются ограничить или вообще устранить конкуренцию с рынка, согласовывая между собой условия производства и цены товаров, или стремятся достичь такого положения на рынке, при котором им уже не придется принимать во внимание конкурентов.
Другие статьи по теме:
- Конкурентное право как наука и учебная дисциплина- Эволюция конкурентного законодательства
- Антимонопольного комитета Украины
- Общие аспекты регулирования монополий
- основы деятельности территориального отделения Антимонопольного комитета Украины