Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Опосредованность процесса обучения уровнями усвоения знаний
Ступенчатый характер процесса усвоения знаний. Учение - процесс, детерминируется рядом факторов. С одной стороны, его течение зависит от тех функций, которые выполняет ученик в учебной ситуации. Учение может происходить на основе пассивного восприятия и усвоения той информации, которую представляет учитель. Но учения может происходить и на основе деятельности ученика. А с другой стороны, учение не является произвольной конструкцией. Этот процесс детерминируется уровнем усвоения знаний, т.е. существует определенная зависимость между набором и структурой компонентов учения и уровнем усвоения знаний. Рассмотрим процесс учения как таковой, детерминируется пассивной позицией ученика. В этих случаях его рассматриваем как объект формирующего влияния педагога в сообщении ученику готовых знаний и требований к учебным действиям. В этом ракурсе учения состоит из таких действий как подражание, дословное или смысловое восприятие, повторение, тренировки, упражнения по готовым образцам и правилам.
Однако процесс усвоения знаний имеет ступенчатый характер, иными словами, он происходит как движение от одного уровня усвоения к другому, от низшего к высшему. По способу использования усвоенной информации психология выделяет два генетически связанные между собой виды деятельности: репродуктивную и продуктивную.
Продуктивная деятельность будто вырастает из репродуктивной, следовательно, репродуктивная предшествует продуктивной. При репродуктивной деятельности усвоена информация только воспроизводится в различных сочетаниях и комбинациях от буквальной копии до любого реконструктивного ее воспроизведения и применения в типовых ситуациях, однозначно детерминируются обучением. В процессе производительной деятельности создается новая информация. Всякая деятельность осуществляется на основе ранее усвоенной информации. Это может быть как информация об объектах познания, их свойства, так и об алгоритмах действий с ними. По характеру приложения алгоритма действий к объектам изучения оценивают степень самостоятельности выполнения той или иной деятельности и на этой основе выделяют различные уровни усвоения знаний как ступени индивидуального овладения опытом человечества [4,60].
Влияние уровней усвоения знаний на характер учения. Педагогическая и психологическая науки выделяют следующие четыре уровня знаний: опознавательный, репродуктивный, продуктивный и творческий [4, 60]. Первый и самый низкий уровень знаний (распознавание) характеризуется тем, что репродуктивная деятельность по усвоенной информации выполняется с опорой на подсказку. То есть это такая репродуктивная деятельность, когда внешняя подсказка выполняет роль опоры для ее выполнения. Например, изучая подлежащее в предложении, ученики усваивают информацию о том, что подлежащее - это член предложения, который дает ответ на вопрос "кто?" Или "?" Выполняет действие. Приводится пример: "Пронзительный, знойный ветер дул со всех сторон". В этом предложении его частью, которая дает ответ на сформулированные выше вопросы есть слово "ветер", есть слово "ветер" является подлежащим данном предложении. Учащимся предлагаем следующее предложение: Вдруг в толпе увидел до боли знакомое лицо. В этом предложении ученику нужно определить подлежащее. Если это задание было дано через длительный промежуток времени после изучения данной темы, то оно бы не соответствовало уровню распознавания. А поскольку в нашем случае первое предложение является своеобразной подсказкой, опорой для действий ученика, то это репродуктивная деятельность отождествляется с ранее усвоенной.
Другие статьи по теме:
- Дидактические исследования- Как благоприятные черты мотивации выделяют позитивное отношение ребенка к школе
- Цикл управления
- Рассматривая механизм взаимодействия
- Правила обучения за А. Дистервег