Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Основные понятия конкурентного права
Конкурентное законодательство США и Канады имеет 115-летний опыт применения. По мере развития рыночной экономики совершенствовалось конкурентное законодательство, расширялась сфера его применения. За это время в нем сформировались и используются термины и понятия, не известные ранее экономической и правовой практике.
В украинском конкурентном праве используются некоторые термины законодательства США и Европейского Союза. Однако многие из них имеют самостоятельное значение. Определение основных понятий, используемых в конкурентном законодательстве Украины, сосредоточено во многих нормативных актах. Рассмотрим основные из них.
Аффилированности - 1) присоединение предприятия, фирмы к другой, более крупной, родственного предприятию как филиалы, 2) влияние физического лица на результаты деятельности предприятия, фирмы; 3) установление связей, контактов, авторства в юридическом деле; 4) введение лица в состав органа управления;
аффилированные лица - физические лица, являющиеся членами одной семьи (супруг (супруга), родители, усыновители, опекуны, братья, сестры, дети и их мужья, жены) и имеют возможность влиять на хозяйственную деятельность субъекта хозяйствования;
барьеры вступления на рынок - обстоятельства, которые препятствуют новым субъектам хозяйствования начать конкурировать на равных с субъектами хозяйствования, которые уже действуют на определенном товарном рынке;
барьеры выхода с рынка - обстоятельства, которые препятствуют субъектам хозяйствования, которые действуют на этом рынке, покинуть его с целью найти на других товарных рынках покупателей (продавцов) в связи с трудностями реализации того, во что был вложен капитал;
вертикальные ограничения - термин, обозначающий определенные методы, которые применяются производителями или поставщиками по перепродаже их продукции, обычно включает поддержку перепродажных цен, участие в эксклюзивной торговли и ограничения географии рынка. В условиях эксклюзивной торговли и ограничений географии рынка посредника (распределитель), не имеет конкурентов, является единственным лицом, которое получает от производителя право на предложение продукции на рынке;
демонополизация - политика государства, направленная на развитие конкуренции и сдерживания монопольного проявления на рынке осуществляется с помощью законодательных мер, направленных на обеспечение равенства различных форм собственности, увеличение количества производителей (в том числе и путем разделения крупных корпораций на несколько самостоятельных, мелких), снятия барьеров к поступлению новых субъектов хозяйствования на рынок;
демпинг - продажа продукции за рубежом ниже себестоимости или по ценам, значительно заниженным по сравнению с ценами, действующими на внутреннем рынке. Первое означает установление грабительских цен, второе - ценовую дискриминацию. Обе разновидности демпинга рассматриваются как форма грабежа, что приводит к ущемлению потребителей и конкурентов, действующих на внутреннем рынке. Генеральное соглашение о тарифах в торговле (ГАТТ) не поощряет демпинга. Отдельные фирмы имеют право апеллировать к своему правительству на предмет установления тарифов и осуществления других мероприятий, направленных на поощрение конкуренции;
диверсификация - обозначает выход уже действующей фирмы на новый рынок или начало производства нового вида продукции, диверсификация бывает связанной и несвязанной. Связанная диверсификация имеет место в тех случаях, когда фирма начинает производить продукцию, сходную с той, которую она производила раньше. Пример: производитель автомобилей выпускает легковые автомобили и малогабаритные грузовики. Несвязанная диверсификация имеет место тогда, когда новая и старая продукция существенно отличаются друг от друга. Пример: фирма, занимающаяся производством лекарственных средств, начинает производить обувь;
Другие статьи по теме:
- Монополизм и монополии- основы деятельности территориального отделения Антимонопольного комитета Украины
- Ценообразование в условиях рынка
- Общие аспекты конкуренции и монополии.
- Структура, компетенция и организация деятельности органов Антимонопольного комитета Украины