Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Принцип наглядности
Принцип наглядности в историческом аспекте. Корни этого принципа находим в народной педагогике, подтверждением чего являются такие высказывания: «Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать", "Урчание наскучит, пример научить", "Пример лучше правило" и др..
Суть и психологическая основа этого принципа будет понятнее при выяснении некоторых исторических моментов его становления и развития. В речи, посвященной 100-летию со дня рождения великого педагога И. Песталоцци, выдающийся немецкий педагог А.Дистервег говорил: "Я постараюсь быть, по возможности, более ясным и понятным, как это и подобает речи, посвященной человеку, который ввел в школу принцип наглядности и сознания "[16, 248], а в одной из своих работ педагог говорит о принципе наглядности и о Й.Г.Песталоцци следующее:" Он не изобретал его. Целые века говорили о нем, высказывались о нем понятными словами, но заслугой Песталоцци было и есть то, что он его совершил, что он сделал его господствующим практическим принципом обучения "[6, 283].
Сам же И. Песталоцци в свое время отмечал: "... я утвердил высшую основу обучения в признании наглядности как абсолютного фундамента всякого познания" [6,525], на что выдающийся российский педагог П.Каптерев сделал такое замечание: "Наверное, странно, как это Песталоцци приписывает себе заслуги утверждения такого принципа, о котором уже давно шла речь в педагогике, который разрабатывался уже не одно столетие и имел свою литературу. Однако слова Песталоцци справедливые "[6. 525].
По всему видно, что наибольшая заслуга в утверждении в педагогике принципа наглядности принадлежит именно И. Песталоцци.
Однако научное обоснование принципа наглядности, а точнее, попытка его формулировка принадлежит основоположнику научной педагогики, великого чешского педагога Я. Коменскому. Этот принцип он сформулировал в виде правила, им же было названо золотым, а позже стало известно как «золотое правило дидактики»:
"Поэтому пусть для учащихся золотым правилом: все, что только можно, предлагать для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - осязанием. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу охватываются несколькими чувствами "[18, 303].
Не будем вдаваться в полемику крупных и выдающихся педагогов, а продолжим наши рассуждения о сущности и психологической основы принципа наглядности, начав с Ф. Бэкона. Его идеи о необходимости изучения природы, критика распространенных тогда методов схоластики, попытки создать новый метод (индукции) обусловили новое движение в среде педагогов.
Как и Я. Коменский, многие тогдашние педагогов рассуждали так: в обучении необходимо, насколько это возможно, предметы, изучаемые представлять непосредственному наблюдению учащихся, учить учеников за самими предметами, а не из книг об этих предметах. Именно эта мысль заложена в "золотом правиле" Я. Коменского. В частности, в известной всем педагогам книге "Начертание всеобщей школы мудрости" он требует, чтобы упражнения для чувств были признаны необходимыми для упражнений умственных. Кроме того: "Нужно в обучении дело поставить так, чтобы не мы говорили ученикам, а сами предметы, чтобы учащиеся могли касаться их или их заменителей, рассматривать слушать" [18].
Как далее пишет Я. Коменский, "все стены учебных комнат и внутри, и снаружи должны быть заполнены картинами, надписями, рельефами так, чтобы куда не взглянул ученик, он везде видел предмет. В этом отношении вполне справедливо положение "Лучше избыток, чем недостаток" [18, с.519].
Я. Коменский даже издал книгу, в которой разместил 300 рисунков, где изобразил все видимое и невидимое. Книга была задумана как наглядное пособие при изучении латинского языка. В ней он даже изобразил на рисунке Бога, душу, божественные деяния: мудрости, терпения и т.д..
Анализ "золотого правила дидактики» Я. Коменского убеждает, что педагог имел в виду наследование внешней природы. Параллелизм природного и искусственного в него предполагает прежде параллелизм с внешней природой. Те аналогии, которые он приводит, несомненно является доказательством этого.
Я. Коменский часто повторяет, что нужно воспитывать в соответствии с природы, но при этом понимает не природу ребенка, а внешнюю природу. Принцип природовидповидности он понимал не антропологически, а физически.
При таком чисто внешнего понимания принципа природовидповидности Я. Коменскому по-настоящему невозможно глубоко понять принцип наглядности. Утверждением П.Ф.Каптерева, напрашивается мысль, что Я. Коменский не с анализа явлений внешней природы выводил указания для порядка в школе, а совсем наоборот, разрабатывая идею о школе, о необходимости в ней порядка, он ищет для объяснения своих мыслей аналогии во внешней природе . Он шел не от природы в школу, а от школы к природе [18, 287]. Следовательно, и наглядность в обучении педагог понимал как внешнюю.
Другие статьи по теме:
- Дидактическая система- Принцип связи обучения с жизнью
- Рассматривая механизм взаимодействия
- Умение - деятельность ученика
- Методы эмпирического и теоретического исследования в дидактике