Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Принцип природовидповидности - аксиома педагогики
ПКлассики научной педагогики о природовидповиднисть. Еще на заре научной педагогики четко вырисовалась проблема выбора такой основы, на которой можно было бы построить прочное сооружение педагогической науки. По аналогии с математикой это должна была быть аксиома, которая стала бы объяснительным началом, объясняющим основой всех педагогических явлений, процессов, фактов. Таким основанием был избран принцип природовидповидности. О природовидповиднисть в педагогике, по нашему мнению, очень хорошо сказал А. Дистервега, поэтому суть этого принципа мы изложим, воспользовавшись его логикой и его словами [16].
По мнению А. Дистервега, это должно быть выше главный принцип, который не может быть выведен и который не требует доказательства. Если бы он был доказываемым, то его можно было бы вывести из других положений, значит тогда он сам не был бы выше, а, следовательно - главным, т.е. аксиомой. Если он требовал доказательства, то по его выражению, он имел "отпечаток неопределенности", т.е. имел бы характер вероятного. А это означало бы, что на основе такого положения нельзя было бы построить здание педагогики.
Этот принцип должен быть общим. То есть, из него должны быть выведены все другие положения, благодаря ему они должны получить свое обоснование. Все то, что с ним согласовывается, должен быть правильным, что не согласуется - неправильным. Он должен быть господствующим в данной науке, ему должны подчиняться все остальные утверждения. Он должен быть единым, должен быть одним. Ибо в таком случае они были бы в логической зависимости, т.е. в логическом отношении зависимыми, следовательно один из них был бы первичным, основным.
Он должен быть формальным положением. Известно, что то положение, которое имеет вполне конкретный реальный смысл, менее общим. Поэтому он должен быть лишен какого-либо конкретного содержания.
В поисках такого принципа ученые обратили внимание на то, что любая вещь, образ действий, мнение откидываются назад, что они не соответствуют природе вещей, к которым они принадлежат, противоречат их природе, то есть неестественными или даже противоестественными.
И наоборот, считают, что любое желание, мысль, образ действий имеют четкое обоснование и оправдание, если о них можно сказать, что они совершенно естественны, созвучны с природой, полностью ей соответствуют. Как принцип такой оценки предлагается природовидповиднисть или принцип природовидповидности.
Введение в педагогику природовидповидности принадлежит Я. Коменскому [18]. Однако, он выделил, подчеркнул внешние признаки природовидповидности, соответствия природе в форме природонаслидування, т.е. подражание внешним природным формам.
Существенный шаг в понимании природовидповидности сделал И. Песталоцци, акцентируя внимание на внутренней природе человека, понимая природовидповиднисть как соответствие природе ребенка [24].
Другие статьи по теме:
- Опосредованность процесса обучения уровнями усвоения знаний- Принцип систематичности и последовательности
- Объект и предмет дидактики, ее связь с другими науками
- Законы и закономерности обучения
- Теоретический анализ и синтез.