Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Принцип систематичности и последовательности
К. Д. Ушинский о значении системы знаний. В педагогической литературе принцип системности как отдельный не выделяется, а принцип последовательности и систематичности объясняется через системность. При этом авторы ссылаются на К.Д.Ушинского. На значение системы знаний в усвоении учебного материала К.Д.Ушинский действительно обращал особое внимание. Он писал: "Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Председатель, наполненная отрывочными, несвязанными знаниями похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не найдет, председатель, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в них пусто "[31, 22].
Обращает на себя внимание выражение: "Голова, где только система без знаний". По нашему мнению, Константин Дмитриевич имел в виду не систему вообще, а структура системы, ее скелет. Из этих слов видно, что большое значение он придавал не только знанием, а их организации в целостность. Для следующего не менее важна и такая его мысль: "Настоящая педагогика, избегая крайностей, дает ученикам сначала материал и по мере накопления этого материала приводит его в систему" [31, 22]. Эту мысль великого педагога мы понимаем так, что сначала у ученика накапливаются знания материала, а затем эти знания организуются в систему. Возможно, именно из-за такой авторитетной научную поддержку в программах по многих школьных учебных предметов после изучения крупных разделов предусмотрено уроки обобщения и систематизации (физика, химия, биология и др.).. Однако, с принципом систематичности и последовательности, как мы полагаем, приведенные выше слова прямого отношения не имеют.
О сути принципа систематичности и последовательности. В педагогической литературе обращается внимание на то, что содержание принципа систематичности и последовательности до сих пор точно не определен, название принципа формулируется тоже по-разному. При этом отмечается, что формулировка систематических и системных знаний - слитный процесс осуществления одной и той же логической операции - систематизации знаний, т.е. сведение их в определенную систему. Однако некоторые исследователи (П. Эрдниев, Л. Зорина) разделяют дидактические понятия системности и систематичности. В частности, систематичность - "такое качество знаний, которое характеризует наличие в сознании ученика содержательно-логических связей между отдельными компонентами знаний", а системность - "такое качество некоторой совокупности знаний, которая характеризует наличие в сознании ученика структурных связей (свя связей строения), адекватных связям между знаниями внутри научной теории "[5]. Не будем пока анализировать суть системности, например, в понимании Л. Зориной, а проанализируем понятие систематичности.
Другие статьи по теме:
- Дидактический цикл - клетка процесса обучения- Рассматривая механизм взаимодействия
- Закон иерархии.
- Формирование мотивов учения
- Знание - как категория выражение целей обучения