Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Принцип системности
Принцип системности, как и любой другой дидактический принцип воплощает в себе определенную ряд требований к построению содержания обучения, в организации процесса обучения, к участникам учебно-воспитательного процесса - учеников и учителя. В основе этих требований лежит понятие системы, в частности, ее функционально-морфологического строения.
Рассмотрим суть требований к организации содержания обучения. Одна из них заключается в том, что содержание учебного материала должно быть организовано в систему. Однако известно, что каждая система характеризуется уровнем иерархии. Так содержание материала должен иметь иерархическое строение, представляя соответствующие системы знаний. Очевидно необходимо выбрать такой базовый уровень иерархии, который бы позволял легко переходить от системы знаний этого уровня до систем знаний как высшего, так и низшего уровней иерархии.
В практике встречается такая организация содержания, когда "работает" только один или два уровня: один - высокий, второй - низкий. Это затрудняет переход от одного уровня к другому, а потом - в результате этих трудностей, фактически размывается каждый из них и система знаний сама теряется вообще.
Как показывает анализ этого вопроса есть необходимость выделять три уровня иерархии построения системы содержания обучения: уровень учебного предмета, это самый высокий уровень, уровень явления, или художественного произведения, химического элемента, географического региона и т.д. - Это средний уровень, и, наконец, третий уровень иерархии - уровень понятия, закона, теории. Процесс обучения строят так, работающих со средним уровнем иерархии, вместе с тем осуществляя переходы к системам знаний как нижнего, так и высшего уровней.
Поскольку содержание обучения представлено в учебнике, то иерархическое строение содержания должна иметь место в каждом из них. Однако, на практике это требование вообще не находит своего воплощения, даже в учебниках высокого качества. Для примера рассмотрим учебник по физике для девятого класса, автор которого И.Кикоин. За ним работали ученики девятых классов советской школы в последние 15 лет. В учебнике заложена глубокая научная основа, предложено надлежащее математическое и научно-физический уровень. Конечно, каждый учебник не без недостатков, однако учебник, о котором идет речь, показал свою добротность.
В начале учебника дано описание предметного (высокого) уровня иерархии системы знаний, раскрыта и идея, вокруг которой строится весь курс физики в девятом классе - идея определения положения материальной точки в пространстве (она выполняет функцию системообразующего фактора системы знаний по механике). Далее идет развертывание этой идеи на уровне понятий, величин, законов и т.д.. Однако впоследствии эта идея исчезает из поля зрения втора и учеников, ученики "закапываются" в деталях и предметный уровень системы знаний теряется, исчезает. В поле зрения учащихся остаются узкие, мелкие вопросы, связь между которыми они не всегда видят. Это приводит к тому, что в сознании учащихся держится множество несвязанного материала, который просто отпугивает от себя. Поэтому все, или, по крайней мере, подавляющее большинство девятиклассников утверждала, что физика в девятом классе "тяжелая".
Как показал наш анализ построения этого учебника его структура не предусматривала системы знаний среднего уровня иерархии, что привело к тому, что ни одна из систем двух других уровней иерархии (высшего и низшего) не получила своего полного отражения, следовательно системы знаний обоих этих уровней как собственного достояния ученика не могли сформироваться.
Другие статьи по теме:
- В лаборатории И. Павлова- Методы эмпирического и теоретического исследования в дидактике
- Законы и закономерности обучения
- Принцип системности
- Принцип связи обучения с жизнью