Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Принципы научности и доступности
Суть и содержание принципов научности и доступности. В ходе общественно-исторического процесса взаимодействия человека с окружающим его миром происходит накопление человеческого опыта, вследствие чего возникает необходимость его благоустройства, систематизации. Эту функцию выполняет наука и искусство с той лишь разницей, что средства выражения опыта у них разные.
Начало дидактических процессов заложено в общественной необходимости передачи обобщенного общественного опыта из поколения в поколение. В основе возникновения проблем обучения лежит противоречие между растущей культурным наследием, а также накопленным обществом фондом знаний и ограниченными возможностями их непосредственного, собственно эмпирической передачи.
История постановки дидактических проблем связана с непрерывными усилиями, направленными на решение этого противоречия. В ходе общественно-исторической практики человечества происходит «перевод» исторического процесса формирования общественного опыта в особенности научно-обобщенного опыта, а затем в индивидуальные процессы образования, в которых индивидуум сложным, самобытным путем повторяет исторический общественный процесс усвоения. Суть в том, каким образом это можно осуществить рационально и с наибольшим эффектом для процесса формирования особенности.
Из изложенного выше следует необходимость действия принципа научности. Каковы основные требования заложены в этом принципе? Первое требование - к содержанию образования и обучения должны входить только научные знания. То есть, все, что предлагается младшему поколению для усвоения, должно иметь качество научности. Если не по форме, то по сути и содержанию оно должно быть таким, каким его открыла наука, а практика проверила и подтвердила, что нашло свое применение в природе, жизни, технике, в экономике и политике. Ненаучной информации, ненаучных знаний в школе не должно быть [15, 26].
Здесь, однако, есть одна очень важная деталь. Путь развития науки не всегда прост и прямолинеен. Вспомним хотя бы историю развития химии как науки. Более ста лет в этой истории предстоит отдать алхимии. Учет соотношения исторического и логического в содержании и процессе обучения является необходимым педагогическим условием образования и обучения и составляет одно из требований принципа научности.
Каждая наука постоянно развивается. Исторический процесс становления и развития объекта, логически-теоретическое воспроизведение развитого и такого, который развивается во всех его существенных, закономерных связях и отношениях, отражается в логическом. Однако, отражение исторического в логическом не сводится к простому воспроизводству временной последовательности исторического развития науки. Выше уже подчеркивалось, что с чего начинается история, с того самого должно начинаться ход мыслей и его дальнейшее движение будет отражением исторического процесса в абстрактной и теоретической формах.
Суть еще одного требования научности заключается в следующем. На каждый элемент системы обучения требование научности накладывает определенные ограничения. Рассмотрим это подробнее.
Другие статьи по теме:
- Дидактические исследования- Методы эмпирического и теоретического исследования в дидактике
- Знание - как категория выражение целей обучения
- Главные понятия и категории дидактики
- Преподавание - деятельность учителя