Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
В лаборатории И. Павлова
Известный теоретик проблемного обучения М. Махмутов рассматривает его как тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целенаправленную возложения и принципа проблемности [10].
На сегодня все сходятся на том, что проблемное обучение - это тип развивающего обучения, содержание которого можно передать системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся, в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством овладевают новыми знаниями и способами действий , а через это - и формируются у них творческие способности продуктивное мышление, воображение, познавательные мотивации, интелектуачьни эмоции.
Схема проблемного обучения в общем случае выглядит так: постановка проблемной задачи, которое создает у учащихся проблемную ситуацию, осмысление, принятие и решение возникшей проблемы, и на этой основе овладение обобщенными способами добывания знаний, применение этих способов для решения конкретных задач.
Учение на основе теории Эльконина - Давыдова. Приобретение любого опыта - конкретного, обобщенного (способности), познавательного, ценностного, эмоционального этими авторами обозначается термином "усвоение". Вступление только познавательного опыта, знаний, умений и навыков называют учения. Таким образом, учения являются разновидностью усвоения.
Имеет силу и положение о интериоризации как способ усвоения, т.е. воспроизведение образцов общественного опыта сначала во внешней, а затем во внутренней форме.
Содержание усвоения составляют:
1) предметы культуры, которые олицетворяют способности, знания и умения;
2) способы задания содержания усвоения;
3) практическая и познавательная деятельность, адекватная той, которая воплощена в предметах культуры.
Усвоение осуществляется в процессе собственной деятельности индивида с материальными и индивидуальными объектами.
Давыдов различает приобретение, приобретение обобщенного и конкретного познавательного опыта. Процесс приобретения способностей ним именуется развитие, а конкретных знаний, умений и навыков - учение и учебной деятельностью [7].
Он писал, что в одних случаях усвоение может привести к овладения ребенком знаниями, умениями и навыками, в других - к овладению общими формами психической деятельности. В последнем случае можно говорить о наличии существенных сдвигов именно в психическом развитии. Поэтому, по его мнению, психологи правомерно различают эффект усвоение отдельных понятий и умений и эффект развития.
Одной из основных форм учения является учебная деятельность. В этих формах учения, помимо учебной деятельности, овладение знаниями, умениями и навыками, происходит как побочный процесс в составе основной деятельности, направленной на выполнение других неучебное задач, как это имеет место в манипулятивной, игровой или трудовой деятельности. И только учебная деятельность специально направлена на выполнение учебных задач и овладения учебным материалом.
Давыдов пишет, что, например, во время игры ребенок пытается лучше выполнить ту или иную взятую на себя роль. Главная цель работы - изготовление любой вещи. Обогащение навыками здесь выступает как важный, но побочный продукт труда. И только в учебной деятельности усвоение научных знаний и соответствующих им умений является основной целью и главным результатом деятельности.
Компонентами учебной деятельности являются: учебные ситуации и учебные задачи, учебные действия, действия по контролю за процессом усвоения, действия оценки степени усвоения.
Другие статьи по теме:
- Принципы научности и доступности- Знаково-символическая наглядность и развитие абстрактного мышления
- Принцип систематичности и последовательности
- Главные понятия и категории дидактики
- Дидактический цикл - клетка процесса обучения