Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Монополизм и монополии
Монополия, монополизм (единоличное право на продажу) - 1) исключительное право на производство, торговлю, промыслы и т.д., которое принадлежит одному лицу, определенной группе лиц или государству; 2) крупные объединения предпринимателей (картели, синдикаты, тресты, концерны, консорциумы др.), возникающих на базе растущей концентрации производства и капитала и сосредотачивают в своих руках значительную долю производства или продажи определенного товара с целью достижения доминирующего положения на рынке, получения максимальной прибыли.
Итак, монополизм - это состояние экономики, при котором отдельные субъекты хозяйствования могут навязывать собственные интересы другом субъектам хозяйствования и обществу, игнорируя при этом их потребности. Отношения, возникающие между монополистами и другими участниками рынка свидетельствуют о неравноправие этих субъектов в осуществляемой ими производственной, коммерческой и иной деятельности, о злоупотреблении своим монопольным положением со стороны субъектов, экономически сильнее, и сложность осуществления деятельности на рынке в конкурентных началах.
Монополия в экономике может возникнуть естественным путем, когда в результате конкурентной борьбы формируются мощные, конкурентоспособные, экономически эффективные и рентабельные предприятия, которые впоследствии начинают оказывать давление на других участников рынка. Однако монополия в экономике может появляться и искусственным путем, когда органы государственной власти и управления устанавливают для какого-либо лица особый правовой режим или придают ей исключительное право на какую-либо деятельность.
Понятие "монополия" можно определить как ситуацию на рынке, при которой число продавцов или покупателей настолько мала, что продавец или покупатель в состоянии влиять на общий объем предложения и цену продукта, которая реализуется, то есть контролировать рынок.
Такой контроль наделяет субъекта хозяйствования занимает монопольное положение, исключительным правом на распоряжение ресурсами, возможностью оказывать экономическое давление на конкурентов, потребителей и общество в целом, получать постоянные доходы и сверхприбыли.
Причины возникновения и существования монополии различны. Исходя из этого можно выделить четыре основных типа монополии:
1) законная (легальная) монополия;
2) естественная монополия;
3) временная монополия;
4) международная монополия.
Другие статьи по теме:
- Определение рыночной власти, оценка состояния конкурентной среды на рынке- Состав конкурентного законодательства
- Общие принципы деятельности Антимонопольного комитета Украины
- Сущность и состав нарушения законодательства о защите экономической конкуренции
- основы деятельности территориального отделения Антимонопольного комитета Украины