Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Общие аспекты конкуренции и монополии.
Конкуренцию (соревнование, соперничество) можно определить как состязательность предпринимателей, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого из них воздействовать на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство необходимой потребителю продукции.
Конкуренция проявляется в экономическом соперничестве отдельных товаропроизводителей, что происходит между ними с целью удовлетворения своих потребностей, обеспечения выгодных условий производства и сбыта товара, получения высшего прибыли и тому подобное.
Экономическое содержание конкуренции заключается в ее способности создавать в экономике государства благоприятный климат для производства и реализации товаров. Благодаря конкуренции деятельность отдельных лиц по производству и реализации товаров дает максимально возможные результаты. Под угрозой банкротства, в случае победы конкурента, каждый производитель старается сделать все возможное, чтобы усовершенствовать технологию производства, улучшить качество товара производимого, уменьшить его стоимость, расширить рынок сбыта и т.д.. Двумя неотъемлемыми признаками конкуренции являются:
1) наличие на рынке большого числа независимых продавцов и покупателей определенного вида товара;
2) отсутствие барьеров входа (выхода) на рынок для покупателей и продавцов.
Таким образом, с одной стороны, конкуренция выступает экономическим механизмом регулирования пропорций производства определенного вида товаров (работ, услуг), улучшение их качества, с другой - одним из объективных условий функционирования рынка, наличия на нем большого количества независимых производителей, покупателей и продавцов . Она является объективной закономерностью товарного производства и присуща всем уровням развития рыночной экономики, выступает как внешняя производительная сила, побуждающая предприятия и граждан повышать производительность труда, снижать издержки производства, ускорять темпы научно-технического прогресса, проводить организационные и структурные изменения в экономике. Особые формы конкурентных отношений состоят в условиях перехода к различным формам собственности и хозяйствования, преодоления командно-административной и планово-распределительной системы управления, инфляционных процессов и необеспеченности общей товарно-денежной сбалансированности рынка.
Так, в условиях плановой экономики (примером которой является экономика бывшего Советского Союза) решение о том, какой товар и по каким ценам могут приобрести потребители, принимается централизованно. При этом производители товаров являются лишь исполнителями этих плановых показателей, которые не несут никакого риска и поэтому стараются сделать свой товар конкурентоспособным за счет улучшения его качества или снижения цены.
Другие статьи по теме:
- Задачи и принципы деятельности- Общие аспекты регулирования монополий
- Состав конкурентного законодательства
- Ценообразование в условиях рынка
- Принципы конкурентного права