Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Законы и закономерности обучения
Выше мы уже отмечали, что в философии закон определяется как философская категория для обозначения объективных, существенных, необходимых, повторяющихся, всеобщих, стабильных связей явлений, предметов и процессов действительности. Практическая значимость закона определяется его прогностическими функциями, т.е., поскольку в законе отражается стабильность, повторяемость связей между явлениями, то он может быть основой для реализации одной из важнейших функций научной теории - научного предвидения хода явления, его результата. Законы - это объективно действующие связи.
По своему происхождению принцип и закон - это разные понятия, однако, как это видно из самого определения закона и принципа, они по своей сути - закономерности, только один из них (принцип) обнаруживает более нормативную действие, а другой (закон) - прогнозирующая, Предсказательная.
Педагогический закон - это такой компонент логической структуры педагогической науки, отражает объективные, внутренние, существенные и относительно устойчивые связи педагогических явлений, Словом, законы выражают собой те закономерности, которые существуют между элементами дидактической системы в процессе ее функционирования. Но статус законов они получают только тогда, когда будут изучены очень глубоко, проверенные практикой и временем.
Чтобы выяснить их суть, рассмотрим графическое изображение дидактического цикла, иллюстрирующий субъект-субъектную взаимодействие "учитель - ученик" (см. рис. 1.2.). Он иллюстрирует тот факт, что обучение - это взаимодействие учителя и ученика через посредство дидактической системы. Итак, результат этого взаимодействия опосредуется не только элементами дидактической системы, но и теми связями, которые действуют между ними, а также другими атрибутивными признаками системы.
Закономерности процесса обучения. В структуре личности ученика (на рис. 1.2. Он обозначен буквой С) мы выделили те компоненты личности, которые имеют непосредственное отношение к обучению, а именно: 3 - задатки и способности ученика, М - мотивы учения, Р - конечный результат деятельности (знания , умения, навыки, уровень развития, степень воспитанности). Линия А - В означает влияние, действие, линия В - А означает получение информации о результате этого воздействия.
Линии I - II, I - III, I - IV, I - V изображают однонаправленный связь между элементами дидактической системы, все другие линии, в частности II - ЦИ, III-II, III-IV, IV - V другие - двунаправленный. Одно-и двух-направленный связи имеют характер соответствия и подчинения. Заметим, что порядок нумерации элементов дидактической системы обусловлен логикой планирования и реализации процесса обучения.
Непосредственное влияние на ученика осуществляется через элемент дидактической системы "Средства обучения", который на схеме обозначены цифрой IV. Поскольку это влияние вызывает изменения в структуре личности ученика, то по их величине и оценивается степень этого влияния. Конкретным выражением ее является степень достижения целей обучения. Таким образом, для формулировки закономерности обучения важна линия связи, обязательно проходит через конкретную цель обучения, другие компоненты системы, средства обучения и ученика (результат воздействия).
Другие статьи по теме:
- Дидактическая система- Как благоприятные черты мотивации выделяют позитивное отношение ребенка к школе
- Дидактический цикл - клетка процесса обучения
- Правила обучения за А. Дистервег
- Принцип наглядности