Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Ценообразование в условиях рынка
Люди не находят в природе в готовом виде многое из того, что им необходимо для существования. В связи с этим они вынуждены перерабатывать природные ресурсы так, чтобы они были пригодны для удовлетворения их потребностей. Все, что удовлетворяет потребности людей, являются блага. Блага могут быть материальными, интеллектуальными, духовными, продукцией, работами, услугами и т.п.. Процесс переработки природных ресурсов - это процесс производства, а блага, производимые во время этого процесса для продажи, являются товары.
Таким образом, для производства товаров необходимо тратить природные ресурсы и труд людей. Объем природных ресурсов и труда, затраченного на производство товаров, определяют их стоимость. Стоимость товаров измеряется в денежных единицах. Стоимость товара, измеренная в денежных единицах, является цена производства. То есть в каждой товара, работы, услуги есть своя цена, которая определяется затратами на производство и реализацию продукции и размером необходимой прибыли.
Так, цена - стоимость товара (продукции, услуги) в денежном выражении.
Во времена административно-командной экономики ценообразование игнорировало объективные экономические законы рыночной экономики. Цены не были свободными, т.е. зависели преимущественно от "команды сверху", они игнорировали спрос и предложение, их искусственное снижение или повышение государством, строгий контроль за их уровнем негативно сказывались на производителях и потребителях продукции, а также на экономике в целом. Поскольку предприятия не имели права изменять цены на товары, они уклонялись от производства нерентабельной продукции и увеличивали выпуск высокодоходных товаров, которые не всегда были надлежащего качества и поэтому не удовлетворяли потребности потребителей.
Современная рыночная экономика объективно требует внедрения свободных цен, т.е. цен, которые устанавливаются не государством, а возникают объективно на рынке в результате конкурентной борьбы, учитывая настоящую стоимость товара, соотношение спроса и предложения на него. Поскольку цена в условиях конкурентного рынка определяется равновесием спроса и предложения, отдельный продавец не может влиять на ценообразование на рынке и предлагает свой товар по цене, которую его вынуждает устанавливать рынок.
Если товара на рынке не хватает, то цены на него начинают расти, а когда на рынке существует избыток определенного вида товара цены начинают падать. Но это не всегда так. Каждая конкретная ситуация зависит от многих обстоятельств, возникающих на рынке. Важное значение при этом имеют следующие факторы:
1. Количество покупателей и продавцов, действующих на рынке. Чем больше покупателей и продавцов, тем сложнее кому из них влиять на ценообразование на рынке.
2. Независимость участников рынка. Если два или более покупатели или продавцы объединяются для осуществления совместной хозяйственной деятельности, то вместе они влияют или могут повлиять на рыночное ценообразование.
3. Степень индивидуализации продукции. Чем разнообразнее ассортимент товаров, тем больше шансов, что на цену отдельных товаров не влияют общие колебания цен на рынке.
4. Внешние ограничения. Уровень цен на любом рынке может устанавливаться не только под влиянием рыночного спроса и предложения, но и под влиянием других факторов, в частности вмешательство государства в ценообразование на рынке.
Другие статьи по теме:
- Монополизм и монополии- Проведение органами Антимонопольного комитета проверки соблюдения законодательства
- Эволюция конкурентного законодательства
- Межгосударственный орган по антимонопольной политике стран СНГ
- Законодательство о защите экономической конкуренции