{

Функции конкуренции.

- экономическая борьба между предпринимателями

- действующий механизм соревнования на рынке

Дидактические исследования

Какие исследования называют дидактическими? Дидактика, как и любая наука, имеет свои объект и предмет исследования, так в добывании знаний об учебном процессе и его закономерности она использует специфические для нее методы исследования. Однако, выясним сначала, какие научно-педагогические исследования можно назвать дидактическим, а уже потом - какими методами оперирует дидактика.

Как известно из предыдущего, в дидактической системе существенны не только ее компоненты, но и связи между ними. Поскольку законы, закономерности - суть связи, существенные, необходимые, стабильные, то понятно, что поиск дидактических законов и закономерностей происходит на тех линиях связи, функционирующие в организме самой дидактической системы. Скажем, существует определенная зависимость выбора методов обучения от целей обучения, содержания обучения - от целей, обусловленность выбора средств обучения методами обучения и т.п.. Однако, взаимодействие "учитель-ученик" - процесс, где действующими лицами являются учитель и ученик - и поэтому результативность этого процесса зависит от того, какие знания, умения и навыки получает ученик, как меняется уровень его умственного развития.

Это, наконец, означает, что существование самой зависимости, связей между элементами дидактической системы оценивается по результативности воздействия этих связей на личность ученика. Итак, критерием действенности и эффективности связей между различными элементами дидактической системы является результативность влияния этих связей на знания, умения, навыки ученика и уровень его умственного развития. Поэтому и дидактическими назовем те исследования, которые изучают эффективность процесса обучения в зависимости от влияния различных факторов.

Какие методы называют методами дидактического исследования? Метод дидактического исследования - это взаимосвязанная совокупность действий, направленных на установление и изучение дидактических фактов, явлений, процессов и их закономерностей. Без фактов не может быть научных знаний. По выражению И.Павлова, факты - это воздух ученого, это необходимое условие самого научного исследования. Но наука не в том, чтобы накапливать факты, авто, чтобы их описывать, анализировать, объяснять, обобщать, предвидеть, прогнозировать.

Дидактика опирается на ряд важных в педагогическом отношении фактов. Например, таковым является факт зависимости эффективности обучения от выбора методов обучения (он в народной педагогике известен в такой формулировке: "Поучение намучить, пример научить", "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" и т.п.).

Что такое дидактическое явление? Например, урок - очень сложное педагогическое явление. Для возникновения того или иного явления необходимо создать надлежащие условия, ибо только при таких оно возникает во всей своей полноте и целостности. Скажем, обучение по методике Шаталова, которое приводит к обязательного усвоения учебного материала, по крайней мере на репродуктивном уровне, требует определенной построения процесса обучения и своеобразных средств выражения информации, которая предлагается для усвоения. Кроме того, явлением и то, что материал, который изучается, ученик обязательно запоминает после семикратного подкрепление, т.е. его семикратного повторения.

Процесс - это развертывание явления во времени. Например, процесс овладения любого практического умения или навыки, процесс усвоения учебного материала по программированного обучения, при проблемного обучения и т.п..


Другие статьи по теме:

- Дидактическая система
- Знание - как категория выражение целей обучения
- Рассматривая механизм взаимодействия
- Опосредованность процесса обучения уровнями усвоения знаний
- Законы и закономерности обучения

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Новые публикации:

Согласно Правил рассмотрения дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции рассмотрение дел о..

Согласно Конституции Украины и Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» Антимонопольный комитет Украины..

Уголовная ответственность за совершение нарушений, направленных на ограничение, искажения или устранение конкуренции..