Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Рассматривая механизм взаимодействия
Рассматривая механизм взаимодействия П.К.Анохин пишет: "Таким императивным фактором, который использует все возможности системы, полезен результат системы ... Именно достаточность или недостаточность результата определяет поведение системы." [1, 69]. Итак, конкретный результат деятельности системы, по его твердому убеждению, является ее системообразующим фактором [там же, с.6].
Мы рассматриваем систему "субъект - объект", конкретным выражением которой является система "ученик - предмет изучения" "ученик - фрагмент знаний", т.е. рассматриваем систему "процесс усвоения фрагмента знаний", или просто систему "процесс".
Конечный результат деятельности в начале взаимодействия отсутствует, его еще нет, значит он не может быть системообразующим фактором. Но у ученика, как у субъекта взаимодействия и элемента системы, это взаимодействие инициирует, может быть сформирован образ конечного результата. Это похоже на то, как строитель строит дом: сначала он создает образ будущего дома, потом этот образ воплощается в конкретные рисунки, схемы, расчеты, определяются все характеристики, планируется весь процесс строительства, весь смысл деятельности строителей. В системе "процесс" системообразующим фактором, вусякому случае, одним из них, есть образ конечного результата.
Сам процесс взаимодействия - это реализация внутреннего плана действий. Это процесс, в ходе которого ученик-субъект ставит вопрос, выполняет определенные действия и получает ответ, включает этот ответ в свой образ мира, находит свое место. Создается познавательный образ как системное свойство взаимодействия. В ходе этого этапа, а скорее в конце, осуществляется перенос структуры отображаемого объекта к субъекту, вследствие чего влияние на субъекта познания оставляет след в сознании субъекта. Эта принципиальная схема взаимодействия имеет такую особенность, что один из ее элементов, а именно субъект, взаимодействие инициирует сам. Он предопределяет характер взаимодействия (длительный, короткий ...), он же и возвращает объект изучения тем боком, который его интересует в первую очередь. Системное свойство описанной системы возникает только на время взаимодействия, потому что когда последняя прекращается, исчезает и системное свойство.
Различные системы знаний имеют свои особенности. При этом механизм возникновения (формирования) систем знаний различных уровней иерархии один и тот же, ведь в основе формирования системы знаний любого уровня лежит взаимодействие субъекта познания с объектом. Поскольку взаимодействие - система, следовательно, она имеет системное свойство, которое осуществляет реляционный влияние на все элементы системы и ее связи.
Другие статьи по теме:
- Преподавание - деятельность учителя- Формирование мотивов учения
- Общая характеристика процесса обучения
- Знание - как категория выражение целей обучения
- Как благоприятные черты мотивации выделяют позитивное отношение ребенка к школе