{

Функции конкуренции.

- экономическая борьба между предпринимателями

- действующий механизм соревнования на рынке

Объект и предмет дидактики, ее связь с другими науками

Связь дидактики с другими науками. Дидактика имеет связь со многими науками. Она в полной мере использует знания по философии, психологии, педагогики, математики, кибернетики, анатомии, физиологии и других наук. Это означает, что дидактика имеет интегративный характер и лучше в этом можно убедиться, рассмотрев аспекты дидактики.

Поскольку предмет дидактики сложный и многоплановый, его полное и непосредственное познание сразу как целого является нелегким. Одновременно, в науке нет другого пути глубокого познания сложных явлений, кроме выделения вполне определенных позиций для аналитического рассмотрения - аспекты предмета изучения. Выделение для специального изучения какого-либо одного аспекта предмета изучения не оставляет без внимания и другие. Именно целостный подход к изучению предмета исследования, в данном случае дидактики, требует сочетания аспектного изучения, который проходит под определенным углом зрения, с многоплановой, многоаспектной интерпретации его результатов. Возникает необходимость соотнести результаты изучения одного аспекта с результатами других. При сохранении указанных условий аспектнисть не превращается в односторонность, а выступает условием полного и целостного изучения.

При изучении дидактики выделяют философский, психологический, социологический, кибернетический, математический и педагогический аспекты. Рассмотрим каждый из них отдельно.

Философский аспект дидактики. Обучение - это специфический процесс познания. Итак, если закономерности процесса познания рассмотреть сквозь призму предмета дидактики, то можно получить важную информацию о закономерностях процесса обучения. Однако, прямо вывести дидактические закономерности из закономерностей процесса познания нельзя, поскольку в них не будут представлены другие аспекты дидактики, поэтому они (полученные дидактические закономерности) не будут полностью отражать реального процесса обучения. Вместе подчеркнем, что изучение философского аспекта дидактики в сочетании с другими аспектами дает возможность глубже вникнуть в истинную суть учения.

Психологический аспект. Еще Ушинский указывал на то, что по своим использованием в педагогике среди других наук о человеке первое место принадлежит психологии.

Психология - наука о психике, т.е. о свойстве високоор-ганизовано материи (мозга) отражать объективную реальность и на основе психического образа, который сформировался, целенаправленно регулировать деятельность субъекта и его поведение. Психология - это наука, изучающая процессы активного отражения человеком реальной действительности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и другие процессы и явления психики.

В центре процесса обучения стоит ученик со своими задатками, способностями и интересами, с собственным видением окружающего мира, своим собственным жизненным и учебным опытом, с только ему присущей организацией памяти, мышления, воображения. Игнорирование всего этого в обучении означало бы, что мы пытаемся научить любого, или что, только не живого человека. Научно обоснованное конструирования процесса обучения без учета психологических закономерностей усвоения невозможно. В наше время внимание к психологическому аспекту дидактики чрезвычайно велика в связи с тем, что большое распространение приобретают развивающее, а также личностно-ориентированное обучение не только в начальных, но и в средних и старших классах. А оно, как известно, основывается на прямом использовании закономерностей умственного развития в организации обучения. Однако, не следует считать, что дидактика или даже вся педагогика - это прикладная психология. И та, и другая имеют свой предмет исследования, а потому это разные науки. Связь дидактики с психологией - это органический, глубинный и существенную связь.

Социальный аспект. Обучение в школе всегда происходит в условиях общения с учителем, с учениками, в условиях воинского коллектива. И хотя усвоение того или иного содержания - процесс чисто индивидуальный, он, однако, происходит с участием других участников процесса обучения. Педагогическая наука и школьная практика разрабатывают именно такие системы и формы организации обучения, которые предусматривают наличие среды, своеобразного фона, на котором конкретный учащийся осуществляет усвоения видит свои успехи то ли неудачи в учебе. Взаимодействия типа "ученик - ученик", "ученик - учитель", "ученик - группа", "ученик - класс" и т.д., а также учета закономерностей этих взаимодействий является необходимым условием успешного обучения.


Другие статьи по теме:

- Законы и закономерности обучения
- Как благоприятные черты мотивации выделяют позитивное отношение ребенка к школе
- Правила обучения за А. Дистервег
- Общая характеристика процесса обучения
- Принцип природовидповидности - аксиома педагогики

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Новые публикации:

Согласно Правил рассмотрения дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции рассмотрение дел о..

Согласно Конституции Украины и Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» Антимонопольный комитет Украины..

Уголовная ответственность за совершение нарушений, направленных на ограничение, искажения или устранение конкуренции..