Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Общая характеристика процесса обучения
В краткой описательной форме обучения можно охарактеризовать как путь образования, как передачу человеку знаний, умений, навыков. Обучение - это педагогический процесс, в ходе которого учащиеся овладевают не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и развивают свои умственные силы, проходят путь от незнания к знанию. Такое понимание процесса обучения само по себе важно, но для глубокого и полного определения обучения как дидактической категории нужны другие, более конструктивные подходы.
Авторы учебников и пособий по педагогике о процессе обучения. В учебниках и пособиях по педагогике приведены различные определения обучения. Однако ^ не будем искать в каждом из них более или менее удачного, просто помнить, что разные авторы в центр внимания ставят различные аспекты обучения, различные его стороны, считая их определяющими. Этот факт свидетельствует о сложности обозначаемого понятия и о сложности в попытке отразить все стороны одновременно, в равной степени подчеркивая важность каждой из них. Например, Ю.Бабанський определил обучения как целенаправленную взаимодействие преподавателя и учащихся, последовательно меняется, в ходе которой решаются задачи образования, воспитания и общего развития учащихся [3,124]. Итак, в центре внимания ученого мысль о том, что обучение - это целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся, последовательно меняется.
И.Харламов в своем учебнике "Педагогика" под обучением понимает "целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-этических взглядов и убеждений» [17, 49]. Автор акцентирует внимание на том, что обучение - это педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся.
В учебнике "Педагогика" под ред. М. Ярмаченка обучения рассматривается как специфическая форма познания объективной действительности [12,110] На наш взгляд, удачное определение обучения дал выдающийся украинский психолог Костюк, охарактеризовав его как управление усвоением учениками общественных ценностей, выработанных предшествующими поколениями людей [8,52], как сложную систему способов осуществляемого в семье, детских садах, школах и других учебных заведениях управления учебной деятельностью молодого поколения [там же, с.84]. Таким образом, смысловая нагрузка в его определении обучения приходится на утверждение, что это управление учебной деятельностью, управление усвоением учениками общественных ценностей. Такой же акцент на управлении учебной деятельностью делает И.Пидкасистий в своем учебнике по педагогике [13,89].
Итак, разные авторы в центр внимания ставят различные стороны обучения как процесса, однако все единодушны в том, что обучение - это совместная деятельность учителя и учащихся. Деятельность учащихся называют учения, а деятельность учителя - преподаванием, хотя есть термин, который, по нашему мнению, точно отражает суть деятельности учителя - это научування. Обучение - это не простая сумма двух деятельностей, учения и преподавания, это их органическое единство.
Мы считаем, что обучение - это процесс организации и управления усвоением учениками системы знаний об обществе, природе, человеке и развитие на этой основе их познавательных сил, научного мировоззрения и положительных человеческих качеств.
Другие статьи по теме:
- Принцип связи обучения с жизнью- Опосредованность процесса обучения уровнями усвоения знаний
- Методы эмпирического и теоретического исследования в дидактике
- Общая характеристика процесса обучения
- О сути законов, принципов и правил обучения