{

Функции конкуренции.

- экономическая борьба между предпринимателями

- действующий механизм соревнования на рынке

Опосредованность процесса обучения уровнями усвоения знаний

Когда ученик воспроизводит материал самостоятельно, без опоры на какую-либо подсказку, а также применяет его в типичной, обычной, т.е. подобной учебной ситуации, то это означает, что данный материал ученик усвоил на репродуктивном уровне. Заметим, что типичной ситуацией называют такую, которая непосредственно вытекает из содержания материала, который изучается. Если использовать предыдущий пример с нахождением подлежащего в предложении, то можно уверенно утверждать, если ученик скажет, какой член предложения называют подлежащим и в предложенном предложении найдет подлежащее, то значит понятие "подлежащее" ученик усвоил на репродуктивном уровне. То есть, репродуктивный уровень усвоения характерен тем, что ученик самостоятельно воспроизводит материал и умеет прикладывать усвоенный способ действий в ситуации, аналогичной типовой.

Следующий уровень усвоения - продуктивный. Он предусматривает выполнение продуктивной деятельности, т.е. деятельности, связанной с преобразованием знаний, усвоенных на репродуктивном уровне. В процессе производительной деятельности ученик создает новую информацию, новый продукт путем трансформации, превращения ранее усвоенной с использованием уже освоенных ранее способов деятельности в ситуации, близкой к типовой. Покажем это на примере из физики. Изучается закон Ома для полной цепи. Ученик должен ответить на вопрос: "Как зависит падение напряжения на внешнем сопротивлении от величины этого сопротивления?». Конечно, чтобы дать ответ на этот вопрос, он должен осуществить преобразования формулы, выражающей закон Ома для полной цепи. Только после этой, ученик сможет дать обоснованный ответ, а не просто вспомнить формулу данного закона, написать ее. Как видим, превращение знаний усвоенных на репродуктивном уровне, является обязательным элементом продуктивного уровня усвоения знаний.

Последний уровень усвоения - творческий. Он предусматривает воспроизведение знаний как с элементами преобразования, так и с элементами кодирования, т.е. перевод информации из одной формы выражения в другую. Например, с вербальной в графическую, табличную, математическую, или наоборот, а также самостоятельное разработки способов решения незнакомой, т.е. нетипичной ситуации, и применение этих способов к конкретным условиям.

Итак, мы описали особенности каждого из уровней усвоения, которые, по сути, являются уровнями знаний. Здесь, однако, следует сделать еще одно замечание. Кроме названных четырех уровней знаний (уровней усвоения), есть еще один уровень усвоения - понимание. Это не уровень знаний, но это - уровень усвоения, однако уровень особый, поскольку он не связан с воспроизводством. Его психологической основой является сравнение, установление связи неизвестного с известным, подведение неизвестного понятия во известно, ранее усвоенное.

Рассмотрим далее как выглядят компоненты умения на каждом из уровней усвоения.

Уровень усвоения-распознавания. Разумеется, щоучиння должно происходить так, чтобы у ученика сформировался чувственный, а затем и познавательный образ объекта изучения, чтобы при повторном упоминании о нем ученик мог выделить данный объект изучения и многих других, ему подобных, чтобы при подсказке ученику одной - двух признаков, принадлежащих объекту изучения, он смог назвать все остальные признаки объекта. Из этого следует, что первым компонентом учения является восприятие, формирование чувственного образа, представления. При этом объект изучения демонстрируется, описывается словесно, выделяется его существенная черта, осуществляется сравнение с близким по сути и содержанию объекта.

Восприятие богаче от ощущений, поскольку в него входят данные не только непосредственных ощущений человека, но и данные ее собственного опыта. Подключая можно больший спектр чувств ученика при восприятии им объекта изучения, учитель помогает ученику создать полный чувственный образ этого объекта.

Ввод учеников в новый материал часто осуществляется путем словесного объяснения, сопровождающийся демонстрацией средств наглядности. В ходе этой работы ученик выделяет то, что наиболее отличает данный объект от других, ему подобных. Этому помогает актуализация собственного опыта учеником, сравнение объекта изучения с другими, ему подобными, нахождение отличий и фиксация их невольной памятью. Ученик в начале изучения не ставит Работа над созданием чувственного образа включает и непроизвольную память. Такой процесс учения полностью обеспечивает усвоение материала на уровне распознавания.


Другие статьи по теме:

- Примеры применения деятельностного подхода
- Цикл управления
- Знаково-символическая наглядность и развитие абстрактного мышления
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип связи обучения с жизнью

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Новые публикации:

Согласно Правил рассмотрения дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции рассмотрение дел о..

Согласно Конституции Украины и Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» Антимонопольный комитет Украины..

Уголовная ответственность за совершение нарушений, направленных на ограничение, искажения или устранение конкуренции..