Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Дидактический цикл - клетка процесса обучения
Выше мы рассмотрели обучение как взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся. Эта деятельность предполагает усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формирование у них способов творческой деятельности и эмоционально-оценочных норм. Глубже рассмотрим следующие аспекты обучения: обучение как взаимодействие "учитель-ученик" (субъект - субъект (рис. 1.2.) Обучение как процесс управления (рис.5), обучение как субъект - объектная взаимодействие.
Обучение как единство взаимодействий субъект - субъект и субъект - объект. По форме своего течения обучение - процесс, который происходит как взаимодействие "учитель - ученик". Одной из характерных особенностей субъект - субъектного взаимодействия является то, что она происходит через пространство дидактической системы (см. рис. 1.2). Это означает, что все действия учителя связаны с компонентами дидактической системы и их связями. Кроме того, учителя всегда интересует результат этих действий и он, в силу своих функций, должен организовать процедуру получения информации о результат. Поскольку результат этих действий видно не сразу, то и действие - реакция (получения информации) отсрочена во времени.
Характер взаимодействия зависит от цели, поставленной учителем по отношению к ученику. Если он видит в ученике объект педагогического воздействия, то взаимодействие будет иметь один механизм протекания, если учитель имеет целью перевести ученика на уровень субъекта обучения, то механизм взаимодействия будет совсем другим. В первом случае учитель сам конструирует дидактическую систему, т.е. разрабатывает все компоненты системы и применяет ее как инструмент педагогического воздействия. При этом он знает, что самый высокий результат такого применения будет тогда, когда вся дидактическая система, т.е. все ее компоненты будут разработаны с учетом индивидуальных особенностей учащихся, иначе говоря, будут гармоничными по этим возможностей.
Во втором случае, когда учитель стремится перевести ученика в статус субъекта обучения, механизм субъект - субъектного взаимодействия обусловлен тем, что учитель организует субъект - объектную взаимодействие ученика. Именно это обстоятельство позволяет утверждать, что оба способа взаимодействия «учитель - ученик» отличаются друг от друга отсутствием или наличием субъект - объектного взаимодействия ученика. Однако и в первом, и во втором случаях объектом преобразования является опыт ученика, а преобразование, как известно, осуществляется через учебно-познавательную деятельность учащихся. Однако в первом случае взаимодействия познавательная составляющая этой деятельности практически выполняется самим учителем, ученику остается только запомнить, воспроизвести, а затем применить знания в типичных или нетипичных ситуациях. Совершенно другой механизм субъект - объектного взаимодействия.
Рассмотрим обучение как управление учебно-познавательной деятельностью учащихся. Известно, что управление как кибернетический процесс на основе управленческого цикла, по форме организации является системой. Схематично он выглядит так, как показано на рис. 2.1.
Другие статьи по теме:
- Объект и предмет дидактики, ее связь с другими науками- Рассматривая механизм взаимодействия
- Умение - деятельность ученика
- Законы и закономерности обучения
- Дидактические исследования