Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Примеры применения деятельностного подхода
Учение на основе теории поэтапного формирования умственных действий. Рассмотрим одну из теорий, которая является конкретной реализацией деятельностного подхода к обучению вообще и учения частности. Автор этой теории П. Гальперин рассматривает знание как образование, производное от действий, и их усвоение. Действие как предмет усвоения является сложным образованием и включает в себя следующие компоненты: предмет преобразования, продукт (цель как конечный результат), средства, процесс преобразования, а также отражение и знания о все перечисленные компоненты действий и знание ориентировочной основы действий (ООД) [6 ].
Чем является каждый из названных компонентов действия? Предмет преобразования-это то, что превращается в действии. Если, например, мы выполняем действие по преобразованию квадрата суммы двух чисел, то, очевидно, предметом преобразования является данное выражение. Продукт действия - конечный результат, получаемый в результате преобразования. Очевидно, квадрат первого числа плюс удвоенное произведение этих чисел, плюс квадрат второго числа - это и есть продукт превращения данного выражения. Средства - вспомогательные объекты, которые используются как инструменты преобразования. Здесь такими средствами является действие возведения числа в квадрат, действие возведения подобных членов.
Ориентировочная основа действия (ООД) - психологический механизм регуляции исполнительных и контрольных операций.
Процесс преобразования осуществляется посредством операций, которые выполняют следующие функции: построение или актуализация имеющейся ООД, осуществление самого преобразования, контроль и коррекция выполнения. Ориентировочная основа действий может быть: полная - неполная (в зависимости от наличия в ней информации обо всех компонентах действия) общая - конкретная (характеризуется широтой класса объектов, к которым можно применить данное действие) самостоятельно создана или получена в готовом виде.
Действия могут быть: материальные (материализованные) речевые; разуму. Материальные действия - это действия реального превращения реального объекта с участием подвижных операций.
Материализованные - действия с объектами, представленных в виде знаков, схем, моделей с участием операций со знаками.
Языковые действия объект действия представлено во внешнем описании, а операции преобразования осуществляются в виде рассуждений вслух или через шепот.
Умственные действия предмет преобразования представляется в виде образов и понятий без участия внешних знаков, форм. Например, подъем к квадрату или кубу на основе усвоенного правила.
Действия могут быть смешаны по форме, когда некоторые из операций (ориентировочные) выполняются в умственной форме, а исполнительные - в материализованной.
Знание об объекте действительности в теории, которая рассматривается, интерпретируются как образы и понятия об объектах действительности. В знаниях отражаются предметы действий, и сами они усваиваются на основе действий с предметами.
Рассмотрим, как трактуется процесс усвоения действий и знаний. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий, процесс усвоения происходит в шесть этапов: мотивация, выяснение схемы ориентировочной основы действий, выполнение действий в материальной (материализованной) форме, выполнения действий в громкой речи, выполнение действий в речи о себе, выполнение действия в умственной форме.
На этапе мотивации у субъекта обучения создается соответствующее личностное отношение к усвоению действий. Это отношение в своей основе может иметь познавательный интерес (внутренняя мотивация).
Второй этап - составление схемы ориентировочной основы действия, характерный выяснением содержания усваиваемой действия. Основная задача этого этапа: полнее и глубже понять содержание усваиваемого материала, его структуру. Словом, составление схемы ООД - это своеобразный способ и инструмент для выяснения сути содержания действия и структуры этого содержания. Овладение действием - задача последующих этапов.
Следующий этап - материальные (материализованные) действия. Почему именно материальных действий начинается овладение действием? В теории П. Гальперина действительно утверждается, что принципиально новая для ученика действие сразу после составления схемы ориентировочной основы может быть успешно усвоена только в том случае, когда ее выполнение реализуется на материальной основе, то есть на реальных предметах, когда и конечный продукт преобразования даны в материальной форме.
Умственная форма действия - это действие с абстрактными образами свойств объектов в их отсутствии. На этот уровень можно выйти только постепенно, сначала работая с материальными предметами, затем в речи без предметов и только после этого - в "чистых" абстракциях.
Другие статьи по теме:
- Умение - деятельность ученика- В лаборатории И. Павлова
- Принцип связи обучения с жизнью
- Принцип системности
- Общая характеристика процесса обучения