{

Функции конкуренции.

- экономическая борьба между предпринимателями

- действующий механизм соревнования на рынке

Методы эмпирического и теоретического исследования в дидактике

Изучение литературы, документов и результатов деятельности. Изучение литературы и документальных материалов продолжается в ходе всего исследования, однако на разных этапах исследования этот метод выполняет различные функции. Например, в начале исследования он помогает ознакомиться с современным состоянием проблемы, сформулировать базовую педагогическую концепцию, выявить неясности и "белые пятна" в исследуемой проблеме, отделить известное от неизвестного подобное.

На последующих этапах исследования использования этого метода помогает исследователю уточнить и откорректировать гипотеза исследования, его задачи и логику всего исследования.

Источником фактического материала является разнообразная текущая документация школ и других учебных заведений и учреждений образования: письменные работы, контрольные и проверочные работы, рисунки, другие ученические работы. Изучение результатов деятельности учащихся дает материал для определения уровня достижения целей обучения и воспитания, а, следовательно, оценки эффективности работы учителя, выделения элементов знаний, которые лучше или хуже усвоены.

Наблюдение заключается в непосредственном восприятии явлений, фактов, процессов с помощью органов чувств. Иногда имеет место и опосредованное восприятие явлений через описание другими людьми, которые сами непосредственно их наблюдали.

Суть наблюдения, как считают ученые-педагоги и психологи, в том, что в сознании исследователя отражаются и фиксируются изменения изучаемого, а именно его количественно-качественные, структурные и векторные изменения.

Наблюдение как метод исследования качественно отличается от обычного наблюдения в первую очередь тем, что оно целенаправленное и осуществляется на основе определенного плана.

Объектом наблюдения в дидактике, как правило, является деятельность учителя или деятельность ученика, или то и другое вместе. Наблюдатель, когда ведет наблюдение, уже перед его началом имеет свое представление о структуре, содержание, назначение, т.е. он создал свою модель объекта и предмета, который изучается. Поэтому в процессе наблюдения он пытается найти и подтверждения своей модели, и расхождения с ней. Именно они анализируются, а их изучение дает возможность многое увидеть или услышать о данном объекте или явлении.

При всех своих положительных качествах метод наблюдения имеет и некоторые отрицательные черты, он, например, не позволяет активно вмешиваться в изучаемый, менять ситуацию.

Опрос. Как метод научного исследования опрос выступает вдвоем формах: интервью и анкетирование. Опрос отражает субъективные мнения и оценки. Иногда те, опрашиваемых, догадываются о том, что от них требуется, поэтому информация, которую получает исследователь от опрашиваемых, не всегда объективна. Ученые считают, что метод опроса следует рассматривать как средство сбора первичного материала, подлежащего переперевирци другими методами.

Методика проведения опроса имеет некоторые особенности. Например, вопрос необходимо ставить корректно и не всегда прямо ("в лоб"), они не должны быть с подсказкой. Большую и надежную информацию дают косвенные вопросы, поэтому тема беседы не всегда совпадает с исследовательской темой.

Во время опроса, как мы уже отмечали, отражается субъективное мнение. Поэтому важно выявить в этих ответах объективное содержание и объективные тенденции в развитии исследуемой проблемы.


Другие статьи по теме:

- Теоретический анализ и синтез.
- Опосредованность процесса обучения уровнями усвоения знаний
- Принцип связи обучения с жизнью
- Рассматривая механизм взаимодействия
- Принцип природовидповидности - аксиома педагогики

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Новые публикации:

Согласно Правил рассмотрения дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции рассмотрение дел о..

Согласно Конституции Украины и Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» Антимонопольный комитет Украины..

Уголовная ответственность за совершение нарушений, направленных на ограничение, искажения или устранение конкуренции..