Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Общая характеристика процесса обучения
Процесс обучения в истории педагогики. Из истории развития мировой педагогической мысли известно, что педагогов и психологов в процессе обучения в первую очередь интересовала деятельность ученика - учение, его структура, природа, механизмы осуществления. Поэтому психологическая и педагогическая науки имеют большое количество взглядов на учения.
Я.Коменський рассматривал учение как приобретение знаний из разных наук и умений решать разнообразные задачи и выполнять действия с использованием знаний. Знание рассматривались частично как чувственные представления, а особенно как понятие и их системы. Главными компонентами учения, за Я.Коменським, есть понимание, заучивание наизусть, языковая и внешняя манипулятивно-ручная действие. Понимание он представлял как познание, в котором выделялось две ступени: чувственный и рациональный. На чувственном степени используются ощущение, восприятие, представление. Рациональный степень основывается на мышлении. Структура понимание включает такие компоненты как восприятие предметов, представление их мышления, осуществляет сравнение, анализ, обобщение и оценку. Запоминание большей степени зависит от понимания и упражнений.
Крупный отечественный педагог К. Ушинский (1823-1872) различал два вида учения: учения с получением знания от учителя и учения путем решения проблемы. В первом виде он выделял следующие факторы учения: сознание, самостоятельность, наглядность, последовательность, систематичность, готовность, повторения и упражнения.
Немецкий философ и педагог Й.Гербарта различал учения как усвоения знаний и умений и развитие как совершенствование общих познавательных процессов (внимание, память, мышление). Процесс учения им трактовался как активное взаимодействие психических элементов - представлений.
А.Дистервег различал процессы учения и процессы развития, которые происходят в учении. Учение дает материальный эффект обучения - знания, умения, навыки. Развитие - за ним, это тренировка и совершенствование мышления, речи, произвольного внимания, способностей. "Усваивать и исследовать предмет с помощью разума" - это и есть собственное развитие, по мнению А. Дистервега. Развитие дает формальный эффект обучения. В то время представления А. Дистервега о учения как о процессе, который зависит от метода обучения, были чрезвычайно передовые. Они и сегодня имеют исключительно важное значение. Он выделял два метода обучения: знания метод (научный) и элементарный (развивающий) метод. Во время обучения с помощью первого метода учитель излагает материал, ученики воспринимают рецептивно, включаясь, придерживаясь мнения учителя. Как видим элемент пассивности в деятельности учащихся очень большой.
Второй метод выглядел так. Учащиеся выходят из определенных положений, исследуя их, или то, что вытекает из них, и получают истину путем собственных размышлений, исследования, изучения. Построение новообразования является активным процессом, самодеятельностью и она проходит путем объединения ранее усвоенных элементов прошлого опыта в новые связи, которые соответствуют новым знаниям и умениям.
Другие статьи по теме:
- Дидактический цикл - клетка процесса обучения- Знание - как категория выражение целей обучения
- Объект и предмет дидактики, ее связь с другими науками
- Принцип природовидповидности - аксиома педагогики
- Знаково-символическая наглядность и развитие абстрактного мышления