Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
О сути законов, принципов и правил обучения
Понятие закона, принципа и правила обучения. В философии понятие "закон" определяется как философская категория для обозначения объективных, существенных, необходимых, повторяющихся, всеобщих, стабильных связей явлений, предметов, процессов действительности. Практическая значимость закона определяется его прогностическими функциями. То есть, поскольку в законе отражается стабильность, повторяемость связей между явлениями, то он может служить основой для реализации одной из важнейших функций научной теории - научного предвидения хода явления, его результата.
"Принцип" - термин латинского происхождения (ргипсириит - основа, першоначала), он означает основоположение, руководящую идею, основное правило поведения, деятельности. Принцип - это общая руководящая норма действия, а правило - это норма действия, имеет конкретное рабочее значение. Если принципы и правила - это нормы деятельности, установленные людьми, то законы - это объективно действующие связи.
Итак, по своему происхождению принцип и закон - это разные понятия, однако, как это видно из самого определения закона и принципа, они по своей сути - закономерности, только один из них (принцип) обнаруживает более нормативную действие, а другой (закон) - прогнозирующая, предсказательная.
Таким образом, педагогический закон - это такой компонент логической структуры педагогической науки, отражает объективные, внутренние, существенные и относительно устойчивые связи педагогических явлений, способствует научному управлению учебной и воспитательной деятельностью, предвидению результатов управленческого решения, направленного на оптимизацию содержания форм и методов этой деятельности, а принципы - это общая руководящая норма Действия [26, 27].
Системный подход к анализу природы и сущности принципов обучения. С точки зрения системного подхода [3] принципы обучения рассматриваются как общие требования, которые ставит среду системы обучения (общество, природа, человек) к самой системе. Эти требования определяют пространство функционирования этой системы и являясь по сути ее внешними связями и ее среды, они определяют, а точнее, указывают на направленность процесса обучения. Таким образом, выделены положения создают основу для движения ученика, в ходе которого содержание обучения превращается в его индивидуальное достояние. Они отражают связи между факторами, которые создают условия функционирования системы обучения.
Все принципы обучения выражают закономерности процесса обучения и каждый из них является формой, в которой оказывается та или иная конкретная закономерность, хотя, возможно, может быть и так, что сама суть этой закономерности пока что не известна. Итак, принцип обучения - это форма выражения закономерности обучения, но это еще не закон.
По законам познания человек познает в первую очередь явление, форму и лишь затем раскрывает саму суть явления. Философы утверждают, что познание происходит в направлении от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Если учесть, что закон - это этап в познании явления, а движение, динамика, развитие познания происходит в направлении от изучения внешних характеристик явления к установлению принципа, а дальше - к закону, то принципы обучения - это этап в познании механизма и процесса функционирования системы обучения. Изменение статуса закономерности (переход принципа в закон) определяется мерой углубления и раскрытия данного стороны функционирования системы обучения. Принципы не являются раз и навсегда установленным категориям. Выражая определенные закономерности, они постоянно углубляются и видоизменяются.
Другие статьи по теме:
- Как благоприятные черты мотивации выделяют позитивное отношение ребенка к школе- Общая характеристика процесса обучения
- Принцип природовидповидности - аксиома педагогики
- Закон иерархии.
- Знание - как категория выражение целей обучения