Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Объект и предмет дидактики, ее связь с другими науками
Объект и предмет дидактики. Человек, чтобы достичь социальной зрелости и индивидуального роста, приобщиться к практическим, материальных и духовных достижений общества, которые отражают исторически достигнутый уровень развития человечества и воплощаются в результатах продуктивной деятельности, должен пройти процесс совершенствования своих способностей и поведения, то есть пройти путь образования, достигнув определенного ее уровня.
Дидактику интересует путь, в процессе которого человек приобретает знания, вырабатывает умение и навыки, формирует свое отношение к ним. Этот путь, как об этом говорилось выше, называют обучением, а по форме организации - это система. Поэтому объектом дидактики является система обучения. Процесс обучения протекает по объективным законам и закономерностям, следовательно, предметом дидактики являются законы и закономерности функционирования системы обучения, то есть законы и закономерности построения содержания и хода процесса обучения.
То, что каждый ученик усваивает учебный материал индивидуально, в зависимости от своих задатков и способностей, а каждый учитель организует обучение в соответствии со своей психолого-педагогической подготовки, к своему собственному пониманию предмета изучения и от ряда внешних условий, подтверждает, что такие закономерности трудно установить, однако это не означает, что они вообще отсутствуют.
Системный подход в дидактике позволяет трактовать предмет дидактики как процесс взаимодействия учителя и учеников с помощью дидактической системы.
Учитель, вследствие своего общественного назначения, взаимодействует с учеником через дидактическую систему, другими словами, эта система является своеобразным пространством, в котором обеспечивается взаимодействие учителя и учеников.
Предмет дидактики - это не просто элементы дидактической системы, которые дают ответ на вопрос: "Почему?", "Что?", "Как?", "Чем?", "В какой форме?" Учить, это в первую очередь те закономерности , возникающих в ходе ее функционирования. Как видим, основу дидактики составляют не только закономерные связи между такими элементами дидактической системы как цели обучения, содержание обучения, методы обучения, средства и организационные формы обучения, но и закономерности функционирования всей дидактической системы в среде "учителя - ученики".
Другие статьи по теме:
- Опосредованность процесса обучения уровнями усвоения знаний- Правила обучения за А. Дистервег
- Дидактический цикл - клетка процесса обучения
- Примеры применения деятельностного подхода
- Закон иерархии.