Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Принцип связи теории с практикой и принцип единства обучения и самообучения
Принцип связи теории с практикой. Этот принцип, как и все другие дидактические принципы, определяет целый ряд требований к содержанию, методов, средств, организационных форм обучения и к самому процессу обучения. Раскроем их суть.
Целью познания мира является превращение его в соответствии с потребностями человека. Это положение является одним из основных в выборе содержания обучения и выборе методов и форм обучения. При изучении различных предметов учителя имеют возможность показать, как рождались и развивались науки в силу практических потребностей человека. Развитие производительных сил безусловно был и является двигателем научного прогресса. В свою очередь, новые научные теории помогали и помогают совершенствовать производство, развивать технику, технологию, в целом экономику производства.
Время, при изучении ряда предметов есть возможность показать и состояние развития науки, когда теоретическая мысль развивается самостоятельно, значительно опережая практику. Это особенно касается физики, математики, химии.
В организации учебной деятельности в одних случаях практика выступает как отправной момент. Этому способствует работа в лабораториях, мастерских, в кабинетах. А в других - формирование у учащихся умений применять знания на практике, в производстве, быту, раскрытия перед учащимися тех научно-технических и производственных проблем, которые являются актуальными на ближайшие 10-20 лет для общества и всей мировой общественности, и возможных путей их решения является одним из направлений обеспечения единства науки и производства. Истинно научное знание - это такие знания, которые помогают человеку успешно взаимодействовать с природой, овладевать ее богатствами, превращать ее в интересах человека, совершенствовать, поднимать культурный, экономический и социальный уровень жизни людей.
Одним из путей сочетания теории и практики является политехническое обучение. Оно предусматривает обеспечение учащихся знаниями основ современного производства, основных направлений научно-технического прогресса, формирования у них умений применять знания законов науки для решения практически важных задач, способствует развитию конструкторских и изобретательских способностей, готовит учащихся к избранию технических профессий. Таким образом, действие принципа связи теории с жизнью и практикой создает условия для получения истинно научных знаний.
Принцип единства обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития охватывает следующие требования:
- Никакой работы никогда не выполнять ученика, если он может выполнить ее сам. Это требование очень часто нарушается, поскольку учителю всегда легче самому что-то сделать, доказать, обосновать, объяснить, чем организовать к работе учащихся.
- Учитель должен овладеть умением планировать и организовывать самостоятельную работу учащихся. Сохраняя логико-смысловую связь, он должен четко выделить, что именно должно быть вынесено на самостоятельную работу (на уроке или дома).
Другие статьи по теме:
- Дидактические исследования- Общая характеристика процесса обучения
- Опосредованность процесса обучения уровнями усвоения знаний
- Преподавание - деятельность учителя
- Главные понятия и категории дидактики