{

Функции конкуренции.

- экономическая борьба между предпринимателями

- действующий механизм соревнования на рынке

Закон иерархии.

Известно, что усвоить знания - значит понять тот или иной материал, уметь воспроизвести и применить. Весь процесс усвоения включает в себя различные виды деятельности, включая деятельность с сравнение, распознавание, воспроизведение, приложения и т.п.. Эти виды деятельности должны быть определенным образом организованы, упорядочены в систему, что обусловлено особенностями деятельности мозга человека, его нервной деятельности. Усвоение идет в определенном направлении: от одного уровня усвоения к другому. Напомним самый уровень усвоения - понимание. Главная деятельность на этом уровне - сравнение неизвестного с известным, подведение нового понятия под старое, уже усвоенное, установление связи нового со старым, уже известным.

Второй уровень - распознавание. Он основывается на деятельности памяти с воспроизведения усваиваемого материала, но не самостоятельно, а с опорой на внешнюю подсказку. Ученик еще не может привести в актуальное состояние все опорные знания и связи, поэтому и нуждается в помощи. Так, распознавание - деятельность с определенной степенью помощи ученику. Следующий уровень - репродуктивный. В ходе усвоения материала на этом уровне выполняется самостоятельная деятельность по воспроизведению материала, а также деятельность по приложения определенного образа действий в ситуациях, аналогичных, полностью подобных учебной.

Производительный, четвертый уровень, включает в себя деятельность по самостоятельному воспроизведения материала, а также деятельность по приложения определенного образа действий к ситуациям, видоизмененных, но подобных учебной.

Пятый, творческий уровень усвоения требует воспроизведения материала из элементами кодирования, а также самостоятельного конструирования и применения нового способа действий, нового подхода, нового метода в нетипичных, нестандартных ситуациях.

Эти уровни мы разместили по рангу их сложности и преемственности. Каждый из них по своему предыдущему выше, а применительно к следующему - ниже.

Школьная практика без каких-либо исключений убедительно доказала, что процесс обучения происходит в определенной последовательности, от низшего к высшему уровней усвоения.

Итак, сформулируем такой закон: нельзя усвоить материал на высшем уровне, не усвоив его на низком уровне (В.П.Беспалько). Это закон иерархии. В организации обучения он имеет большую силу и очень категоричен.

Приведем пример из школьной практики. Каждый учитель, который переживает, беспокоится о результатах своей работы, знает, что она оценивается по тому, сколько его учеников усвоили материал на высоких уровнях усвоения, т.е. на продуктивном и творческом. Понятно, что на уроках нужно наиболее максимально привлекать учащихся к участию в соответствующей деятельности, на что, безусловно, требуется время. Учитель это понимает и пытается больше времени урока посвятить именно этим высшим уровням усвоения. Но над учителем, образно говоря, как дамоклов меч, висит этот закон, который бы говорит, что не нужно спешить, а нужно позаботиться о том, чтобы новый материал был усвоен сначала на низших уровнях, на уровнях понимания, распознавания, репродуктивном, а для их реализации требуется определенное время. И поэтому попытки учителя обеспечить усвоение материала на высоких уровнях, как о скалу, разбивается об этот закон. Проблему решает высокое мастерство учителя и большой опыт изучения данного конкретного материала, данной теме.

Закон активности. Термины "дать знания", "получить знания" в прямом смысле не имеют смысл. Это выражения общего, можно сказать, бытового потребления. Педагогического толкования они не имеют. Любое достояние человека - это результат его собственной деятельности. Еще А. Дистервег настойчиво подчеркивал, что развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.


Другие статьи по теме:

- Знание - как категория выражение целей обучения
- Дидактическая система
- Правила обучения за А. Дистервег
- Опосредованность процесса обучения уровнями усвоения знаний
- Принцип наглядности

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Новые публикации:

Согласно Правил рассмотрения дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции рассмотрение дел о..

Согласно Конституции Украины и Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» Антимонопольный комитет Украины..

Уголовная ответственность за совершение нарушений, направленных на ограничение, искажения или устранение конкуренции..