Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Закон иерархии.
Учебная деятельность обусловлена целым рядом разнообразных мотивов, но вместе с тем она может успешно продвигаться в той мере, в который учитывает эти мотивы. Как утверждают психологи, она является тем процессом, успех которого зависит от того, как оно само себя подкрепляет своими ре-зультатам (Г.С.Косткж). Отсюда - и большая роль, которая принадлежит формированию у учащихся положительных мотивов учения, интереса к знаниям, желание учиться. Так, закон единства обучения и воспитания не только утверждает, что любое обучение воспитывает, но что обучение успешно, то есть эффективное, максимально подкрепляет себя своими результатами.
Любовь к науке, желание учиться и другие мотивы учения, в отличие от знаний, умений и навыков, является опосредованным, более отдаленным последствием учебно-воспитательной работы. А это значит, что достичь этого следствия можно только благодаря серьезной, целенаправленной, продуманной деятельности учителя и учащихся, полнее используя возможности содержания, методов, средств и форм организации обучения.
Успехи ученика в обучении способствуют воспитанию у него положительного отношения к труду, к ее результату, к людям труда. Процесс обучения, его содержание и методы имеют большие возможности не только для умственного и трудового воспитания, но и для нравственного, эстетического, физического воспитания. Каждый учебный предмет может вносить значительный вклад в формирование личности ученика, развитие его задатков и способностей. Проблема заключается в том, чтобы полностью использовать возможности содержания, форм и методов обучения по данному предмету. Закон единства обучения и воспитания направляет именно на такое использование этих возможностей.
Итог. Дидактика, как и любая наука, имеет свои законы, закономерности, правила. Как видно из анализа дидактического цикла, результаты обучения опосредуются не только элементами дидактической системы, но и учебными характеристиками ученика: задатками, способностями, наклонностями, интересами, индивидуальными мотивами обучения. Поэтому для установления закономерностей обучения исследуются все связи, которые действуют в системе. Если связи изучены глубоко, всесторонне, если они подтверждаются широкой педагогической практикой, если их действие подтверждает время, то такая закономерность может получить статус закона. Есть много оснований считать законами обучения такие: закон активности, закон соответствия, закон иерархии, закон единства обучения и развития, закон единства обучения и воспитания.
Другие статьи по теме:
- Знаково-символическая наглядность и развитие абстрактного мышления- Теоретический анализ и синтез.
- Опосредованность процесса обучения уровнями усвоения знаний
- Правила обучения за А. Дистервег
- Формирование мотивов учения