Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Знание - как категория выражение целей обучения
Мыслить - значит отражать непосредственно скрытые свойства и отношения объектов путем сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования их существенных признаков и обобщения.
Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение человеком объективной действительности. Оно направлено на познание непосредственно не данных человеку и одновременно существенных для нее свойств и отношений вещей. Субъект мысленно раскладывает объекты, чтобы потом снова их сложить, он абстрагирует, т.е. с помощью слова отделяет в объектах том, что в действительности отдельно не существует, чтобы этим помочь себе понять объект в его конкретной целостности. Он опирается на образы, представления о конкретных объектах и одновременно освобождается от несущественных индивидуальных особенностей, чтобы распознать в них общее, типичное, существенное, хотя и скрыто. Мнения, если они правильные, отражают объективную действительность глубже, полнее и вернее, чем чувственные образы. Результатом процесса мышления есть мысли, которые складываются в форме суждений, умозаключений, понятий, знаний.
Понятие - результат понимания нами определенных объектов, который сложился с помощью слова и закрепился в нашем мозгу. Это форма мысли, которая отражает определенный объект или класс объектов в их существенных свойствах. Понятие возникают на основе чувственного познания предметов и явлений объективной действительности. Богатство чувственного познания мира является необходимым условием содержательных понятий о его предметы и явления.
В представлении отражаются и несущественные признаки объектов, понятие же отражает общие, существенные их признаки, свойственные всем предметам, которые обозначаются определенным словом. Оно возникает не как слияние чувственных образов объектов, а как синтез ряда суждений о них. Понятие как совокупность суждений является как бы "агрегатом ассоциаций", основой которого является сложная система временных нервных связей першосигнального и второсигнальных характера.
Представление может существовать и без слова. Понятие же возникает, закрепляется, существует и проявляется в слове. Через него оно сообщается другим людям, благодаря чему сохраняется и обогащается. Без слова нет и не может быть понятия. Оно не образует понятие, а является только средством его образования. Понятие - элемент мысли, слово - элемент языка. В, языке есть слова, которые не несут в себе понятий, это - предлоги, союзы. Понятия выражаются часто не одним словом, а двумя, тремя, несколькими словами.
Объем понятия - это отражено в нем круг объектов, а содержание - отражена в нем совокупность их существенных признаков.
Понятие делят на общие и единичные. Общие - это те, отражающие существенные свойства целых групп предметов (мебель, растения и т.п.). Единичные понятия отражают существенные свойства единичных объектов (понятие о любую страну, город, реку, человека).
Конкретные и абстрактные понятия. Первые отражают определенные предметы, явления с их существенными признаками, связями и отношениями. Абстрактные понятия отражают те или иные свойства объектов отдельно от самих объектов (сила, вес, храбрость, число, отношения и т.п.). Конкретные понятия образуются в результате абстрагирования общих, существенных свойств других (единичных, частных, второстепенных) их свойств, а в образовании абстрактных понятий происходит обособление этих свойств и от самих их носителей.
Раскрытие содержания понятия осуществляется через определение понятия. Определение - это результат или логичное действие, в процессе которой раскрывается содержание данного понятия. Типичные примеры помогают выделить существенные черты объектов, абстрагироваться от несущественных признаков и сделать нужные обобщения, выраженные в слове.
Важным фактором успешного усвоения понятий учащимися структурная, системная организация учебного материала, оптимальное соотношение в ней фактов и обобщений, понятна логика развертывания содержания.
Другие статьи по теме:
- Принцип системности- Формирование мотивов учения
- Принцип систематичности и последовательности
- Методы эмпирического и теоретического исследования в дидактике
- Главные понятия и категории дидактики