Функции конкуренции.
- экономическая борьба между предпринимателями
- действующий механизм соревнования на рынке
Умение - деятельность ученика
Что значит овладеть знаниями? В обучении выделяют его внешний и внутренний стороны. Внешний - это то, что можно непосредственно наблюдать: изложение учителем материала, его беседа с учащимися, разного рода указания к задачам самостоятельной работы, слушания учащимися того, что рассказывает учитель, ответы на его вопросы, выполнение учеником заданий и т.п.. Внутренняя сторона процесса, т.е. его сущность - это овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, его развитие и воспитание. Обратимся снова к Костюка. Он пишет: "Обучение, как управление усвоением учениками общественных ценностей, выработанных предшествующими человеческими поколениями, должно исходить из правильного понимания самого процесса усвоения" [8, с.52]. Следовательно, необходимо выяснить сначала, что понимают под понятием "усвоение". Вообще, когда речь идет об обучении, то как его конечный результат подразумевают овладения знаниями. Но овладеть знаниями - значит их усвоить и научиться их применять. В свою очередь - усвоить знания значит понять и запомнить. Далее, понимание - это восприятие вместе с осмыслением. Потому как конечный результат овладения знаниями выступают восприятия, осмысления, запоминания и применения.
Физиологическим механизмом знаний является система временных связей в образовании которой ведущее значение имеет аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга. Психологическую основу знаний составляют процессы мышления и памяти. Истинные знания являются результатом активного самостоятельного мышления, это знания, которые развиваются.
Рассмотрение учения на основе восприятия. В отечественной педагогической науке известны две концепции учения, которые нашли свое применение в школьной практике. Эти концепции отражают два теоретических направления, один из которых представляет Рубинштейн, второй - Л.Выготский. Суть и природу учения эти психологические теории объясняют по-разному.
Рассмотрим сначала точку зрения Рубинштейна, которая, на наш взгляд, правильнее объясняет процессы и механизм учения на основе восприятия, поэтому следующие наши рассуждения, если не будет указано отдельно, основываются именно на этой теории. [14]. Рубинштейн показывает разницу между процессами накопления опыта, знаний, умений и навыков и процессами приобретения способностей. Процесс усвоения знаний, умений и навыков - это процесс учения, а процесс приобретения способностей - это развитие. В структуре учения он выделяет восприятие материала, его осмысления, закрепления и применения. Рассмотрим каждый из них.
Восприятие. Ощущение и восприятие всегда субъективны, т.е. они принадлежат субъекту, зависят от его потребностей, предыдущего опыта субъекта, избирательного отношения к тому или иному объекту. Вопрос о том, что раньше возникает у человека - ощущение или восприятие - не имеет однозначного решения. Все зависит от конкретной ситуации: в одних случаях познания нового объекта начинается с ощущения отдельных его свойств, в других - с восприятия целостного образа объекта, в котором дальше выделяются отдельные его стороны. Однако, как пишет Г. Костюк: "Все согласны с тем, что нет восприятий без чувств, из которых оно состоит, что ощущения действительно непосредственной связью сознания с внешним миром, источником новых знаний о мире и наше внутреннее среду" [ 8, 29].
Другие статьи по теме:
- Цикл управления- Принцип связи обучения с жизнью
- Опосредованность процесса обучения уровнями усвоения знаний
- Рассматривая механизм взаимодействия
- Правила обучения за А. Дистервег